В России началась вторая "металло-автомобильная война"
Первая «металло-автомобильная война» в России началась в мае прошлого года, когда металлурги объявили о росте цен своей продукции на 30%. Теперь потребителей металлопроката ждет еще одно подорожание.
Отметим, что и независимые эксперты от металлургии, и представители автопрома считают аппетиты производителей проката завышенными. По их оценке, объективно обоснована лишь четвертая-пятая часть повышения цены.
Прошлогодняя и текущая ситуации имеют и «методическое» различие. В прошлом году металлурги обосновывали рост цен принятой в 2009 году формулой, которая учитывает состояние внутреннего и мирового рынков. Нынешнее обоснование уже другое — производители металлопроката говорят о росте издержек. Представители автопрома считают, что правила игры нужно соблюдать: договорились считать «по формуле» — так и надо считать.
Видимо, кажущаяся шаткость позиции металлургов и подвигла часть отечественных автопроизводителей на обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на необоснованное повышение цен. Однако надежды на «санкции» не оправдались. В конце января ФАС объявила, что не видит оснований для возбуждения дела против поставщиков проката.
Можно отметить, что конфликт прошлого года автопроизводители (не все) также попытались решить с помощью властных структур. АВТОВАЗ жаловался вице-премьеру Игорю Сечину. Насколько повлияло «давление сверху», понять сложно. По слухам, металлургам пригрозили повышением экспортных пошлин.
Так или иначе, но дело кончилось компромиссом. «Северсталь» требовала повышения закупочных цен на свою продукцию на 25%, волжский автозавод отстаивал 17-процентное повышение — сошлись на 22-х процентах. По неофициальной информации, это была максимальная цифра в отрасли — другим автозаводам удалось договориться на лучших условиях.
Сейчас пугать металлургов ограничениями на вывоз продукции бесполезно. Основным внешним рынком для них был Китай, однако власти Поднебесной приняли стратегию «опоры на собственные силы» и практически закрыли ввоз металлопроката. На других рынках российским металлургам работать сложнее — там выше требования к качеству продукции и ритмичности поставок.
Ставка на ФАС тоже оказалась битой, и «заявителям» из автопрома пришлось вернуться за стол переговоров. А поскольку запасы на складах не беспредельны, заводам необходимо было принимать оперативные меры.
АВТОВАЗ заключил с «Северсталью» соглашение о поставках автолиста на февраль. Заводу пришлось согласиться на условия металлургов, поднявших цены на 30%, чтобы не останавливать конвейер. Тем не менее, по неофициальной информации, со второй декады февраля производство может встать. Металлурги не могут выполнить заказ «мгновенно», а в Тольятти, похоже, слишком верили в помощь власти и не уделяли должного внимания переговорному процессу.
Подробнее: Финам.инфо
*