Этот день в истории края. Бомба для А.И.Бережного
4 февраля 1981 года около 19 часов 30 минут в Москве на ул. Кирова в своей служебной автомашине при вскрытии взрывного устройства, закамуфлированного под коробку с лекарствами, погиб от взрыва главный конструктор Куйбышевского конструкторского бюро автоматических систем (ККБАС) Министерства авиационной промышленности СССР Бережной Игорь Александрович, доктор технических наук, профессор.
Председатель КГБ СССР Андропов сразу доложил о случившемся Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу. Следственным отделом КГБ СССР по факту гибели Бережного И.А. 5 февраля 1981 года было возбуждено Уголовное дело.
Игорь Александрович Бережной родился в 1934 году в Самаре, в 1951-1957 годах он учился в Куйбышевском авиационном институте. Уже в те годы Бережной проявил себя как талантливый экспериментатор. В 1966 году он защитил кандидатскую диссертацию. Специально «под Бережного» в составе Куйбышевского агрегатно-производственного объединения было создано ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов». В 1971 году Бережной успешно защитил докторскую диссертацию, а в 1972 году на базе названного выше ОКБ было образовано ККБАС. Это бюро Бережной возглавлял до самой своей смерти в 1981 году. Он был автором более чем 200 научных работ, множества изобретений и научно-технических разработок, самой известной из которых стала лазерная система посадки самолетов «Глиссада».
Однако в жизни и деятельности Бережного была и другая, тщательно скрываемая от глаз общественности сторона. О ней, возможно, так бы никто и никогда не узнал, если бы после упомянутого выше ЧП, делами ККБАС вплотную не занялся Комитет государственной безопасности.
Очень скоро в финансовой и хозяйственной деятельности бюро были вскрыты многочисленные злоупотребления, в связи с чем Прокуратура СССР 25 августа 1981 года возбудила еще одно уголовное дело по ст. 93-1 (хищение госимущества в особо крупных размерах). Как выяснилось, к хищениям в основном были причастны начальник технического отдела КБ 47-летний Геннадий Нерозя, его заместитель 28-летний Владимир Нехорошев, фотограф того же отдела 32-летний Михаил Цыганков и начальник специального технического бюро ККБАС в Москве 58-летний Соломон Беренштейн.
Всех перечисленных жуликов должны были арестовать в один день, но Цыганков непосредственно перед задержанием свел счеты с жизнью, выпив смертельную дозу дихлорэтана. Во время ареста пытался покончить с собой и Нерозя, на глазах у следователя ударивший себя ножом в живот, однако он был сразу же доставлен в больницу, где медики спасли ему жизнь. Нехорошев же вскоре был отпущен из СИЗО под подписку о невыезде, поскольку следствие сочло, что общий объем совершенных им злоупотреблений не слишком велик.
Выяснилось, что особым размахом в воровстве отличался Нерозя, который, будучи материально ответственным лицом, списывал а затем продавал по хорошей цене буквально все, что попадалось ему под руку: крупные партии импортной кинопленки «Кодак», фотопленки «Орво-Хром» и «Орво-Колор», импортной цветной фотобумаги и химикатов, и так далее. Цыганков при этом помогал ему сбывать списанный дефицит.
Кроме того, по взаимному сговору расхитители обращали в наличность и другие материальные ценности, регулярно закупаемые ККБАС – телевизоры, проекторы, мебель, этиловый спирт, запчасти, различные ткани и так далее. Всего же в течение 1976-1981 годов жулики смогли похитить госимущество на огромную по тому времени общую сумму 21266 рублей. Бережной о воровстве знал и, видимо, имел свою долю. Однако следователь по особо важным делам Прокуратуры СССР Николай Антипов постановил: «Уголовное дело в отношении Бережного Игоря Александровича дальнейшим производством прекратить в связи со смертью последнего».
Но, конечно же, больше всего следствие интересовал другой вопрос: кому именно, и, самое главное – зачем понадобилось устранять Игоря Бережного? Первые конкретные виновники происшествия были названы лишь через три года после его гибели. В постановлении Следственного управления КГБ СССР от 30 января 1984 года об этом было сказано так: «…установлено, что самодельное взрывное устройство Бережному И.А. с целью его убийства передал через других лиц Нерозя Г.А., признавший, что совершил данное преступление на бытовой почве». Однако 12 ноября 1984 года Прокуратурой СССР было вынесено постановление… о прекращении данного уголовного дела по причине «недоказанности предъявленного Нерозе Г.А. обвинения».
Неизвестно, продолжались ли после этого в союзной прокуратуре дальнейшие поиски виновных в убийстве главы секретного куйбышевского КБ. Однако вполне очевидно, что если следствие в данном направлении в те годы и продолжалось, то к поимке каких-либо других преступников оно так и не привело.
Остается добавить, что в августе 1985 года по приговору Куйбышевского спецсуда Геннадий Нерозя получил 10 лет, а Соломон Беренштейн – 8 лет лишения свободы, оба в колонии усиленного режима. Владимир Нехорошев отделался лишь тремя годами лишения свободы условно. А еще через год Верховный суд СССР снизил наказание для Беренштейна до 6 лет лишения свободы.
Валерий ЕРОФЕЕВ
*