Аэропорт — по определению опасное место
Как полностью оградить огромный международный аэропорт от теракта вроде того, что произошел вчера в Домодедово? Это невозможно, говорят эксперты по безопасности. «Пока к объекту существует свободный доступ, потенциальные проблемы будут».
Stephen Savage
Как полностью оградить огромный международный аэропорт от теракта вроде того, что произошел вчера в Домодедово? — вопрошает The New York Times. «Это невозможно, говорят опрошенные мной эксперты по безопасности. Аэропорт — по определению общественное место, к которому необходим относительно свободный доступ», — пишет журналист Джо Шарки.
Эксперты давно заявляют, что в системе безопасности аэропортов существуют большие бреши, которым не уделяют внимания, а большую часть денег и сил тратят на досмотр пассажиров в поисках оружия. «Но они также предостерегли: сенсационный инцидент в отдельно взятом аэропорту может повлечь за собой чересчур бурную повсеместную реакцию и требования устранить проблему наспех», — отмечает газета. Так, консультант по технологиям безопасности Брюс Шнейер давно заявляет, что идеальной системы безопасности не существует и глупо притворяться, будто она возможна.
«Неважно, что за объект — терминал аэропорта, вокзал, вход в универмаг «Мейсиз». Пока к объекту существует свободный доступ, потенциальные проблемы будут», — заметил Дуглас Р. Лэрд, в прошлом сотрудник Секретной службы США и глава службы безопасности авиакомпании Northwest Airlines.
Одна из мер предотвращения терактов, уже действующая в США, — использование так называемых «инспекторов по поведению». Сотрудники в штатском, обученные неагрессивно отслеживать и анализировать поведение окружающих, смешиваются с толпой и высматривают потенциальных злоумышленников. В коммерческих аэропортах США работает более 3 тыс. таких сотрудников.
Терминал аэропорта разделен на две зоны — «чистую», куда пускают по прохождении проверки, и общедоступную, отмечает автор. «В общедоступных зонах отслеживание поведения может быть полезно как элемент защиты, предполагающей также сбор разведданных передовыми методами», — излагает газета мнение экспертов. Ужесточение физических мер безопасности в большинстве аэропортов — еще и инженерно-архитектурная проблема, отметил Лэрд.
«Технологии обнаружения взрывчатки совершенствуются, но главное средство защиты — бдительность, хотя и она не всесильна», — говорится в статье. Шнейер отметил, что поиск подозрительных лиц эффективен, «если ты действительно знаешь, как должны выглядеть подозрительные лица, а не решаешь: как-то странно этот парень одет, как-то не так от его еды пахнет».
Источник: The New York Times
25 января 2011 г. | 10:33
Джо Шарки | The New York Times
*