Авиакомпания “Сибирь” уже в ближайшие четыре месяца может сменить имя и фирменный стиль. Самолеты “Сибири” будут перекрашены в другие цвета, а сама компания может получить название SIBIR S7, “Межконтинентальные авиалинии” или Seven Skies. Но эксперты указывают, что ребрэндинг принесет отдачу лишь в том случае, если компания одновременно повысит уровень сервиса.

“Сибирь” – вторая по величине авиакомпания страны, эксплуатирует 37 самолетов Ту-154М, 12 Ил-86, два Ту-204 и два Airbus-310. В прошлом году “Сибирь” перевезла 3,397 млн пассажиров, получив выручку около $400 млн. 56,8% акций авиакомпании принадлежит жене и первому заместителю гендиректора “Сибири” Наталье Филевой, 25,5% – государству.

том, чтобы сменить название и фирменный стиль, руководство “Сибири” задумалось еще в прошлом году. Осенью прошлого года компания подписала контракт с английской рекламной группой Landor о разработке нового фирменного стиля. “Это давняя мечта Натальи Филевой — создать торговую марку, в которой бы сочетался и масштаб компании, и качество сервиса”, — рассказывает источник, близкий к топ-менеджерам “Сибири”. По его словам, нынешнее название ассоциируется с имиджем регионального перевозчика, новое должно быть более абстрактным и глобальным, типа “Трансаэро”.

Недавно Landor отчиталась о проделанной работе. В компании не разглашают предложенных вариантов названий. Но сразу несколько источников в Минтрансе и администрации Новосибирской области назвали “Ведомостям” три возможных варианта: SIBIR S7 (S7 — международный код “Сибири”, который указывается в расписаниях аэропортов), “Межконтинентальные авиалинии” и Seven Skies. Источник, близкий к топ-менеджерам “Сибири”, говорит, что компания может быть переименована уже с нового авиасезона (с 1 октября) после утверждения программы ребрэндинга советом директоров “Сибири”.

Еще несколько лет назад “Сибирь”, возникшая на базе Новосибирского авиаотряда “Аэрофлота”, представляла из себя типичную региональную компанию. Но в 2001 г. она купила “Внуковские авиалинии” и стала второй по величине авиакомпанией России и первой по объему перевозок на внутренних линиях. В 2002 г. “Сибирь” стала выполнять 60% своих рейсов из “Домодедово”, а центральный офис перенесла из Новосибирска в Москву. Тогда же компания поглотила армянскую ArmAvia.

На прошлой неделе “Сибирь” призналась в покупке более 53% акций Челябинского авиапредприятия (ЧАП), владеющего аэропортом “Челябинск”, 14 самолетами Ту-154, Ту-134 и Як-42 и контрольным пакетом авиакомпании “Энкор”, которая их эксплуатирует. Но на этом “Сибирь” останавливаться не собирается. Источник в компании говорит, что “Сибирь” интересуется покупкой “Домодедовских авиалиний” (ДАЛ). По его словам, переговоры о приобретении 49% акций ДАЛ в прошлом году шли параллельно с переговорами о покупке ЧАП, но ни к чему не привели. Тогда акции ДАЛ принадлежали структурам предпринимателя Дмитрия Копьева, а самолеты ДАЛ оказались выведены в собственность нескольких офшорных компаний в счет погашения векселей, которыми ДАЛ оплатила услуги группы “Ист Лайн”. Сотрудник инвесткомпании, работающей в авиабизнесе, уверен, что, когда акции и самолеты окажутся в одних руках, именно “Сибирь” выкупит эти активы.

“Рынок авиаперевозок сейчас на подъеме, он растет быстрее ВВП, — говорит аналитик ИК „Ренессанс Капитал„ Наталья Загвоздина. — Если у компании есть финансовые ресурсы, логично усиливаться на растущем рынке за счет поглощения конкурентов, особенно владеющих аэропортами“. А вот в необходимости перекрашивать самолеты „Сибири“и менять название она сомневается. „Само по себе это ничего не даст. Чтобы привлечь более дорогих пассажиров, нужно улучшать сервис, начиная от любезности стюардесс, заканчивая временем стыковки рейсов в аэропорту“. „Цифру 7, небо, географическое название — в корпоративном имени можно обыграть что угодно“, — говорит Илья Слуцкий, президент Media Arts Group, участвовавшей в программе ребрэндинга “Аэрофлота”. — Главное, чтобы оно одинаково понравилось и менеджменту компании, и потребителю, а ребрэндинг был бы частью стратегии развития компании, а не самоцелью“.

А замдиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков считает, что конкуренты зря хотят сменить название. “Сибирь” — хороший брэнд, известный в регионах. Создавать новый брэнд непросто, — говорит он. — “Аэрофлот” тоже думал над сменой названия, но исследования рынка показали, что неэффективно отказываться от столь раскрученного и узнаваемого брэнда“.

Илья Хренников

Александр Роготень

Ведомости

01.06.2004, №92 (1132)

Ведомости

*