Россия движется к "Зеленой карте"
Россия движется к «Зеленой карте» Страховщики считают международную систему «автогражданки» нерентабельной
Россия пока остается единственной европейской страной, не являющейся членом международной системы «Зеленая карта», которая обеспечивает страхование ответственности владельцев транспортных средств в международном транспортном сообщении. Российское бюро «Зеленой карты» было создано еще в 1997 году страховыми компаниями, занимавшимися реализацией полисов зарубежных страховщиков.
Однако вступление в международную систему до последнего времени откладывалось из-за отсутствия в России закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Между тем действие такого закона в течение не менее чем трех лет является непременным условием для присоединения страны к соглашению. Обратный отсчет времени для российских страховщиков начался, таким образом, с 1 июля 2003 года — со дня вступления в силу закона об «автогражданке». При этом пока выполнено лишь одно из необходимых требований для присоединения к «Зеленой карте».
Требования к вступающим в систему заключаются в предоставлении финансовых гарантий, причем их бремя ляжет на тех российских страховщиков, которые выкажут намерение в ней работать. В одном из европейских банков должен быть размещен вступительный депозит, а ответственность страховщика должна быть перестрахована в одной из западных перестраховочных компаний. Размер депозита складывается из 8 млн евро за первые 20 млн транспортных средств национального парка плюс 0,2 евро за каждое транспортное средство сверх 20 млн. Подсчет размера автомобильного парка России строится на основании учетных данных ГИБДД. В стране зарегистрировано около 38,4 млн машин. Исходя из этого размер вступительного депозита составит около 11,7 млн евро. Если прибавить перестрахование моторных рисков, то первоначальные расходы российских страховщиков увеличатся на 3-4 млн евро и составят значительную сумму.
Однако сами страховые компании предлагают в оценке автомобильного парка страны исходить из количества транспортных средств, ежегодно проходящих техосмотр. Таковых около 25 млн, остальные зарегистрированные автомобили скорее всего брошены своими владельцами. Если принять за основу расчета эту цифру, то размер вступительной гарантии уменьшится до 9 млн евро.
Желание ГИБДД преувеличить статистику по транспортному парку осложняет позицию России на переговорах о вступлении в «Зеленую карту», заявил недавно глава Российского союза автостраховщиков Евгений Кургин. «Совершенно очевидно, — отметил он, — что транспорт из-за Урала, особенно сельскохозяйственный или городской, например троллейбусы, никогда не пересечет международных границ и не будет задействован в системе «Зеленая карта». Впрочем, такие аргументы РСА не производят впечатления на представителей «Зеленой карты». Они руководствуются официальными данными ГИБДД и, основываясь на них, проводят свои расчеты».Стремление РСА уменьшить цену входного билета России понятно: расходы понесут российские страховые компании на паритетной основе. Пока же о своем желании иметь собственные «зеленые карты» и нести полную ответственность в соответствии с требованиями международной системы заявили только девять компаний, сообщила газете «Время новостей» заместитель директора российского национального бюро «Зеленая карта» Власта Бобрынина. Первоначальные траты в 1,7 млн евро могут показаться значительными даже для крупных страховщиков.
Потенциальный же объем российского рынка «Зеленой карты» достоверно оценить сложно. Сегодня доступна только информация Федеральной пограничной службы и Государственного таможенного комитета о количестве пересечений границы транспортными средствами, которая не включает сведений о длительности их пребывания за рубежом. По косвенным данным, сейчас, говорит г-жа Бобрынина, объем российских продаж «зеленых карт» не превышает 10 млн евро в год.Кроме достаточно скромного оборота многих российских страховщиков настораживает высокий уровень убыточности по этому виду страхования. «Зеленая карта», по словам главного эксперта отдела андеррайтинга и методологии группы «Альфа-Страхование» Ольги Сапрыгиной, на Западе неприбыльна — она выполняет там социальную функцию и включает в себя, в частности, высокое пожизненное возмещение по телесному ущербу, которое виновник нести не в состоянии. Действительно, в России условия и размер выплат по ОСАГО оговорены в законе.
Правилами же многих европейских стран установлено возмещение реального ущерба от аварии, включающего ущерб жизни и здоровью, выплаты по которому составляют львиную долю общих выплат и часто становятся пожизненными. «Рентабельность данного бизнеса, мягко говоря, низкая или отсутствует вовсе, — говорит г-жа Сапрыгина, — поэтому привлекательность работы по «Зеленой карте» для российских страховщиков весьма сомнительна». Многие российские страховщики, являясь агентами европейских страховых компаний, уже продают полисы «Зеленой карты»: дорогие западноевропейские и дешевые восточноевропейские. «Минимальная комиссия, которую наша компания получает как агент по системе «Зеленая карта», едва покрывает трудозатраты и расходы на инфраструктуру.
Если говорить о текущей ситуации, то для нашей компании продажа этих полисов скорее вопрос имиджа, чем бизнеса: каждый крупный страховщик должен предоставлять своим клиентам полный пакет услуг», — говорит руководитель отдела страхования путешествующих компании «Гута-Страхование» Алла Егорова. «Альфа-Страхование» также сейчас предлагает «зеленую карту» только в качестве сервисной услуги для постоянных клиентов, хотя еще несколько лет назад, говорит г-жа Сапрыгина, компания продавала ежегодно 500—600 карт.
Отсутствие энтузиазма в отношении вступления России в систему «Зеленая карта» со стороны российских страховщиков вполне объяснимо. Высокая затратность вкупе с низкой рентабельностью, о которой свидетельствует как европейский, так и российский опыт, способствуют их скептическому настрою. Он, правда, может и поменяться за время, которое отведено для присоединения к «Зеленой карте». По мнению Власты Бобрыниной, после уже состоявшегося введения дорожного налога записи о несуществующих транспортных средствах будут постепенно исчезать из статистики ГИБДД: большинство брошенных автомобилей принадлежит частным лицам, которые постараются снять их с учета. Численность транспортного парка по методике ГИБДД приблизится к его численности по методике страховщиков, а значит, будет пересмотрена и сумма вступительного депозита. Во всяком случае «если Россия будет наконец принята в «Зеленую карту», то участие в этой международной системе станет для многих российских страховщиков уже не вопросом имиджа, а вопросом бизнеса», отметила Алла Егорова.
*