Живые микроорганизмы возрастом около 34 тыс лет обнаружили американские ученые в кристалле каменной соли, добытом в Долине Смерти /штат Калифорния/.

Ценнейшее открытие сделал исследователь Брайан Шуберт, повторно изучая кусок минерала, первоначально предназначавшийся для исследования истории изменения климата Земли. То, что он обнаружил, стало большим сюрпризом, рассказал Шуберт. По его словам, это были бактерии, запертые внутри крошечных камер, наполненных жидкостью.

Так как кристаллы соли растут быстро, образуясь в результате испарения воды, плавающие в ней частицы заточаются внутри микроскопических полостей диаметром всего несколько микрометров.

«Они надежно заперты внутри кристалла, как будто в капсуле машины времени», — отметил профессор геологического факультета Бингэмтонского университета Тим Ловенстайн. Он был научным руководителем Брайана Шуберта, получившего за свое открытие степень доктора философии /российский аналог — кандидат наук/.

По свидетельству Шуберта, бактерии в кристалле находится в состоянии бездействия. «Они живы, но не расходуют энергию на перемещение и не размножаются», — заявил ученый. «Они заняты исключительно тем, что пытаются выжить», — подчеркнул он. В этом им помогают попавшие в «соляную тюрьму» вместе с ними микроскопические водоросли рода Dunaliella. Именно их в первую очередь и обнаружил Шуберт. «Это натолкнуло меня на мысль, что они могут служить источником пищи для какого-то микроорганизма», — сказал он.

Ученым понадобилось около двух с половиной месяцев, чтобы «разбудить» бактерии от спячки и вернуть им активность и способность размножаться. Теперь исследователи пытаются понять, как микроорганизмы смогли сохранить жизнеспособность после тысячелетий, проведенных в режиме выживания. «Мы не совсем понимаем, в чем дело, — признался Ловенстайн. — Для этого они должны быть наделены способностью восстанавливать ДНК, потому что ее структура со временем деградирует».

Детали работы, проделанной американскими учеными, описаны в январском номере журнала Американского геологического общества GSA Today.

ami-tass.ru ссылка на статью