7 января 1943 года на сборочном производстве авиазавода № 1 имени Сталина в Куйбышеве произошел серьезный пожар, ущерб от которого превысил 10 миллионов рублей в ценах того времени.

Суровой осенью 1941 года в Куйбышев с запада страны под натиском фашистов были эвакуированы десятки крупных предприятий, которые в короткое время после переезда приступали к выпуску продукции для фронта. В окрестностях железнодорожной станции Безымянка готовились к выпуску самолетов Ил-2 заводы №№ 1, 18 и 24 Наркомата авиационной промышленности СССР (НКАП СССР).

Эти предприятия приехали на Безымянку перед самой зимой в еще неотапливыемые помещения. Когда на заводах стали пускать оборудование, включать станки, рабочим порой приходилось работать на них при сильном морозе. Чтобы согреться, мастерили самодельные электрические обогреватели (в народе их называли еще «козлами») или простые дровяные печки-«буржуйки». И поскольку на противопожарную безопасность тогда внимания обращали мало, кустарная система обогрева в итоге обернулась десятками пожаров на заводах, миллионами рублей убытков, и, самое страшное, сотнями человеческих жизней. О таких происшествиях в советские годы мало кто знал, потому что информация о них долгие годы была засекреченной.

Закрытые заводские архивы стали доступны лишь в последние годы. Из этих документов теперь видно, что в зиму 1942-1943 годов на безымянских предприятиях и в прилегающих к ним жилых массивах ежемесячно случалось по нескольку крупных возгораний, порой с многочисленными человеческими жертвами.

Один из самых серьезных инцидентов произошел в ночь на 17 января 1943 года на заводе № 1 имени Сталина, где от самодельной электрической печки загорелся цех по сборке самолетов. Здесь из фанеры и досок в нарушение всех инструкций были построены многочисленные подсобные помещения и кладовые. По сухой древесине пламя распространялось очень быстро, и более десятка рабочих не успели выбраться из огненной ловушки. Точное число погибших, а тем более их имена выяснить так и не удалось. Материальный ущерб от этого пожара составил почти 10 миллионов рублей в ценах того времени.

Месяцем раньше подобное происшествие произошло на территории завода № 463 НКАП, который еще летом 1941 года был эвакуирован на безымянскую площадку из Риги. В период строительства авиационных предприятий в его цехах делали комплектующие детали, которые затем шли на сборку самолетов. Однако вечером 10 декабря 1942 года на заводе № 463 начался пожар, в результате которого сгорел производственный цех площадью 2200 квадратных метров со всем находившемся здесь имуществом. Причина происшествия оказалась все та же: электрические «козлы» и захламленность территории.

В ходе расследования этого инцидента приказом Наркома авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина завод № 463 как самостоятельная единица был ликвидирован, а уцелевшее после пожара оборудование передано заводу № 1. Директор предприятия Петр Букреев и главный инженер Владимир Воздвиженский были сняты с работы без предоставления им других должностей в наркомате, а заместитель директора Павел Рычков и еще пятеро руководителей среднего звена отданы под суд. Тогда это означало почти неминуемую отправку виновного на фронт в штрафной батальон.

Самара today

*