Лет через 20 в наших небесах может стать существенно тише, чем сейчас, если попытки конструкторов создать «бесшумный самолет» окажутся удачными. Инженеры совместного института Кембриджского университета и Массачусетского технологического института (Cambridge-MIT Institute или CMI) разрабатывают новый тип самолета, услышать который можно будет с трудом.

При рассмотрении проектов расширения аэропортов один из ключевых параметров, на который обращают внимание специалисты — это уровень шума.

По словам профессора Энн Даулинг, руководителя группы ученых CMI, занимающейся тихими самолетами, инженеры пытаются поставить шумность летательного аппарата во главу угла при его разработке и «показать на примере концептуальной модели, каких успехов можно добиться, если уделить этому параметру достаточно внимания».

Звуковые проблемы

Исследователи проводят свою работу совместно с ключевыми компаниями отрасли. Их главная цель — добиться от самолета уровня шума, сравнимого с обычным звуковым фоном в городе. Активисты, выступающие в защиту тишины, уже приветствовали инициативу CMI.

Шум на взлете возникает при столкновении воздушного потока из двигателя с окружающим, более спокойным воздухом. Высокоскоростные турбины, нагнетающие воздух в двигатель, тоже издают при работе неприятный свист.

В крейсерском полете и при посадке шум создают потоки встречного воздуха, обтекающего крылья и корпус аппарата.

Власти Британии заявляют, что в течение следующих 30 лет поток авиапассажиров будет расти на 4% в год. Значит, в небе прибавится самолетов, и сделать их бесшумными — очень важная задача, хоть и весьма непростая.

Искать новые пути

По словам профессора Даулинг, в первую очередь необходимо переработать внешний вид самолета с нуля, потому что внесение непринципиальных изменений в уже существующие конструкции не даст нужного эффекта.

Одна из главных проблем — снижение уровня шума на взлете, а также уменьшение расхода топлива в крейсерском режиме. Для этого необходимо пересмотреть геометрию самолета.

Популярной концепцией самолета будущего является «летающее крыло». Профессор Даулинг полагает, что у такого дизайна есть неплохие шансы.

«Если поставить двигатели на верхнюю часть самолета, а не вниз, то часть шума будет отражаться его крыльями и корпусом», — поясняет она, однако отмечает, что практически применимая модель вряд ли появится раньше, чем через 15-30 лет. «Но если не начать делать работу, то ее закончишь», — говорит профессор.

По ее словам, если самолеты будут тихими, люди перестанут возражать против соседства с аэропортами. Но активисты-борцы за тишину говорят, что поверят этим доводам только тогда, когда увидят бесшумный самолет в металле.

31 мая 2004 г., 11:28 GMT 15:28 MCK

Би-би-си

*