Это еще цветочки: мир в 2010 году
В политическом плане в 2010 году мало что изменилось и почти ни одна проблема не устранена. Трудности в экономике, разочарование в Обаме, все та же война в Афганистане… Многие проблемы перейдут в 2011 год, и, возможно, он окажется еще тяжелее.
The rescue of 33 trapped miners in Chile became the feelgood story of the year. Photograph: Hugo Infante/AP
В политическом плане в 2010 году мало что изменилось и почти ни одна проблема не устранена, считает обозреватель The Guardian Саймон Тисдолл. «Тяжелое положение экономики, разочарование в Бараке Обаме, который мало чего добился, все та же кровавая изнурительная война в Афганистане, никаких подвижек по вопросу о климатических изменениях, бряцание оружием в Восточной Азии и патовая ситуация на Ближнем Востоке», — перечисляет он. Но многие проблемы перейдут в 2011 год, и, возможно, он окажется еще тяжелее, считает автор.
Миротворцам в 2010 году не везло. Крупнейшей (и самой предсказуемой) неудачей Тисдолл считает то, что США не сумели склонить палестинцев и Израиль к соглашению, а крупнейшим успехом — «относительное спокойствие в Зимбабве, которого коалиционное правительство добилось после многолетних яростных междоусобиц». Попытки прекратить войну в Афганистане путем диалога с «Талибаном» не принесли реальных плодов, и боевые действия даже обострились, полагает автор. Неясно, сможет ли Обама, как намечал, в июле 2011 года приступить к поэтапному выводу американских войск.
«Не удалось урегулировать и менее резонансные конфликты», — пишет автор. Так, правительство Испании отвергло предложение баскских боевиков о прекращении сепаратистской борьбы. «Опасно тлела вражда между Грузией и Россией из-за самопровозглашенных Южной Осетии и Абхазии», — пишет газета.
Обозреватель советует в 2011 году отслеживать ситуацию в Ливане и Таиланде. В Ливане обостряются межобщинные трения в связи с официальным расследованием убийства премьер-министра Харири в 2005 году. «Если, как ожидается, вину возложат на «Хизбаллу», спонсируемую Ираном, то слабое коалиционное правительство Ливана может распасться», — поясняет автор. В Таиланде накануне парламентских выборов наверняка вновь проявит себя оппозиционное движение «краснорубашечников», ожидаются новые вооруженные стычки и теракты.
В сфере контроля вооружений внимание было сосредоточено на Иране, и в 2011 году ситуация не изменится, считает автор. Совбез ООН ввел новые, еще более жесткие санкции, и их, по-видимому, поддержали Китай и Россия. Но иранский режим отверг переговоры по существу. «Возможно, в 2011 году на смену дипломатическим и коммерческим средствам воздействия придут военные», — пророчит автор.
Огромное беспокойство по-прежнему вызывает Северная Корея. «Обломки полетят до небес, если предположительно сумасбродный Ким и его туповатый на вид сын и наследник нажмут красную кнопку», — замечает автор.
«В России правозащитники и аналитики отметили продолжение репрессивной тенденции под мрачным покровительством очередного кремлевского лидера, позиционирующего себя как «сильная рука», — премьер-министра Путина. Его соперничество с президентом Медведевым, вызывающее массу толков, в будущем году, видимо, достигнет апогея накануне выборов 2012 года: Путин должен решать, хочет ли он сам стать президентом», — говорится в статье.
Столь же важен 2011 год для Обамы: пора готовиться к кампании за переизбрание, нужны существенные достижения в Америке и за границей, считает автор. Выявятся и ведущие кандидаты от республиканцев, большое внимание приковано к Саре Пейлин с ее лозунгом: «Возродим величие Америки!»
К категории «шок и сюрпризы 2010 года», наряду с землетрясением в Гаити и публикациями WikiLeaks, автор отнес тот факт, что «Россия — маловероятный кандидат, не имеющий инфраструктуры и не представленный своим лидером Путиным — завоевала право провести ЧМ-2018». «Еще занятнее, что жаркий, сухой, гомофобский и женоненавистнический Катар был избран для ЧМ-2022. Зепп Блаттер снова забил гол».
Источник: The Guardian
***