В минувшие выходные состоялись этапы Кубка мира в зимних дисциплинах, где отличились российские лыжники, бобслеисты, саночники, сноубордисты и фигуристы. Однако эти успехи оказались в тени происходящего в австрийском Хохфильцене, где состязались биатлонисты.

На втором этапе Кубка мира отечественные стреляющие лыжники завоевали лишь одну «бронзу» усилиями Ивана Черезова в гонке преследования на 12,5 км с четырьмя огневыми рубежами. Во всех остальных наши биатлонисты остались без призов.

После стартового безмедального этапа в шведском Эстерсунде тренеры российской сборной по биатлону уверяли болельщиков, спортсменов и себя, что нужно время для разгона. После второго этапа в Хохфильцене, не найдя вразумительных оправданий, попросили о неудачах поскорее забыть. Пережив шоковую терапию, профессионалы перестали заниматься подсчетами, когда в последний раз так бездарно начинали сезон наши стреляющие лыжники. А сдержанные комментарии сменились на реплики со словом «катастрофа».

Более точное определение, наверное, трудно было подобрать. В особенности в отношении мужской эстафеты в Хохфильцене, где наши финишировали 13-ми. Шесть штрафных кругов, 17 дополнительных патронов, четыре минуты отставания по ходу, которые затем удалось сократить, признания опытного Чудова о том, как у него тряслись колени, кивания на плохую погоду и ни одного внятного объяснения тренеров по поводу провального выступления всего мужского квартета.

А ведь казалось, что именно в этом сезоне наши биатлонисты должны как никогда быстро бегать и точно стрелять. Кардинальная реорганизация в структуре СБР, значительные кадровые перестановки в тренерском штабе команды, острейшая борьба за место в основном составе и, наконец, финансовые возможности, которые появились в этом виде спорта с приходом нового главы федерации бизнесмена Михаила Прохорова, призваны были вывести сборную на новый качественный виток. Но шесть полноценных предсезонных сборов, рапорты о готовности спортсменов и заверения в том, что многие набрали отличную форму, на практике обернулись провалом.

«Я не знаю, как готовилась сборная к этому сезону, потому как отношусь к категории «бывших». Но могу озвучить главную причину происходящего, которая бросается в глаза, — заявил корреспонденту «Времени новостей» экс-президент СБР Александр Тихонов. — Основная проблема в тренерском штабе — более непрофессиональный коллектив трудно было подобрать. Будь я на месте г-на Прохорова, то ни один из этих специалистов, за исключением опытных сервисменов и массажиста, не попал бы в тренерский состав. Вы у тренеров спросите про результаты спортсменов. Что, общаются с журналистами только через пресс-службу? Да им просто нечего сказать. Я более чем уверен, что ни от Ткаченко, ни от кого-то другого из них ни Прохоров, ни Кущенко не услышат вразумительных ответов. Потому что быть личным тренером и тренером в сборной — это разные уровни, разные орбиты. Проще простого работать с такими, как Сметанина и Кулакова, потому что талантливых спортсменок мог и дворник тренировать. Но в сегодняшней нашей сборной по биатлону особо талантливых нет, и чтобы довести спортсменов до высокого уровня, нужны знающие тренеры. И где они? Куракина и других фактически не допускают до команды. Над одаренными ребятами Антоном Шипулиным, Лешей Волковым, которых в прошлом сезоне начали гробить Аликин и Гербулов, и сегодня продолжают ставить нелепые эксперименты. Но ведь эти два спортсмена наша надежда в Сочи. Не будет их, кто станет завоевывать медали? Уж не Чудов ли? Его еще перед Олимпиадой в Ванкувере из сборной надо было гнать. Вдумайтесь в то, что он говорит. И это объяснения спортсмена, претендующего на медали? Конечно, я надеюсь, что Черезов и Устюгов по ходу сезона проклюнутся и вылезут. Девчонки наши помогут. Но дело-то тут не в исполнителях, а в сложившейся ситуации в сборной, потому что непонятно, кто там правит бал. Никто из руководства не пользуется авторитетом у спортсменов, а отсюда все и идет. Нет руководителя, который бы понимал биатлон, просчитывал ситуацию, умел убеждать, настаивать на своем и которого бы где-то даже побаивались. Сейчас же, выражаясь образным языком, положение таково, что в сборной нет вожака, а если его нет, то стая погибнет. В моих словах нет никакого злопыхательства. Я сам принял решение уйти из СБР, поскольку обещания, данные мне г-ном Прохоровым, не были соблюдены. В свое время в спорте я все всем доказал, но душа не может не болеть за биатлон. Да и телефон разрывается от звонков. Люди переживают, ночами не спят. Я не критик и не скептик, но наш биатлон надо спасать. Только кто возьмет на себя роль этого спасителя?»

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***