Первая сотня глобальных мыслителей
100 наших современников, которые, по мнению редакции Foreign Policy, внесли на «рынок идей 2010 года» самые лучшие мысли. На первой строчке — Уоррен Баффетт и Билл Гейтс, второго места удостоены главы МВФ и Всемирного банка, третьего — Обама.
1. Warren Buffett and Bill Gates
Журнал Foreign Policy составил список из 100 наших современников, которые, по мнению редакции, являются «мыслителями глобального значения». Это люди, которые внесли на «рынок идей 2010 года» самые лучшие мысли, поясняет издание. На первой строчке — Уоррен Баффетт и Билл Гейтс, замыкает перечень либеральный публицист Ян Бурума. Некоторые из упомянутых в списке ответили на краткий опросник издания: назвали лучшие и худшие идеи 2010 года, а также перечислили книги, которые они сейчас читают.
Баффетт и Гейтс агитируют богатейших представителей мировых элит пожертвовать на благотворительность половину их состояния. «Мир разуверился в способности государств и международных организаций типа ООН решать глобальные проблемы, а Гейтс предлагает притягательную альтернативу: решить крупнейшие проблемы поможет неустанное стремление бизнеса к инновациям», — говорится в статье.
Второго места удостоены главы МВФ и Всемирного банка — Доминик Строс-Кан и Роберт Зеллик — за твердость и проницательность в момент кризиса. «Если бы они не стояли у руля, мы бы, сейчас, возможно, вообще не употребляли слова «рост», — пишет издание. Отвечая на анкету журнала, Зеллик назвал лучшей идеей 2010 года мысль, что кризис когда-нибудь закончится, а худшей — мнение, что кризис уже закончился.
Третьей строчки удостоился Барак Обама — за то, что он прокладывает свой курс вопреки критике. Издание призывает не списывать американского президента со счетов, хотя второй год работы оказался для него тяжелым. Обама постепенно вырабатывает новый тип лидерства Америки, который вновь позволит ей распространять могущество благодаря силе своих идей, полагают журналисты.
На четвертом месте журнал помещает председателя Народного банка Китая Чжоу Сяочуаня — «за то, что в его руках судьба мировой экономики». В прошлом году он вызвал бурю на биржах, предложив новую резервную валюту взамен американского доллара. В нынешнем он отвергает требования Запада укрепить юань. «Недавно он назвал ревальвацию юаня надуманной западной панацеей — «таблеткой, которая решает проблему за ночь», но требуется настоящее лечение средствами китайской медицины — «состав из 10 трав, который решит проблему не за ночь, а за один-два месяца», — говорится в статье.
Пятое место отдано главе ФРС США Бену Бернанке, «за то, что он владеет американской экономикой, что бы для этого ни требовалось». Журнал отмечает, что 2010 год оказался для Бернанке даже тяжелее 2009. Его критикуют со всех сторон, но он не сдается: «повысил баланс ФРС до впечатляющих 2,3 триллионов долларов (докризисный уровень — 850 млрд), десятки миллиардов перекинул в Казначейство на уменьшение дефицита и выдвинул неоднозначную идею количественного смягчения», — отмечает издание.
На шестом месте — министр иностранных дел Бразилии Селсу Аморим, превративший Бразилию в игрока глобальной политики. Так, вместе со своим турецким коллегой Ахметом Давидоглу, занимающим в списке седьмую строчку, он заключил соглашение, которое должно было разрядить напряженность вокруг иранской ядерной программы. «Под руководством Аморима Бразилия охотно вступила в альянс с другими странами БРИК — Россией, Индией и Китаем; на его взгляд, этот союз в силах «переосмыслить мировое политическое управление».
На седьмой строчке вышеупомянутый глава МИД Турции Ахмет Давидоглу, который, на взгляд издания, является «мыслительным центром пробуждения Турции на глобальной арене». В бытность политологом Давидоглу выдвинул идею, что Турция должна благодаря своему географическому положению и статусу секулярной мусульманской демократии наводить мосты между Европой, Кавказом и Ближним Востоком. Последние 7 лет он проводит идею в жизнь, и результаты впечатляют, пишет журнал.
На восьмой — командующий силами США в Афганистане Дэвид Петреус: он впечатлил издание тем, что «согласился на понижение в звании, лишь бы предотвратить поражение на войне» после того, как Обама уволил генерала Маккристала. Петреус завоевал доверие американцев как никто из боевых генералов со времен Эйзенхауэра, считает издание. В Афганистане он применяет свой успешный иракский опыт: например, уговорил Карзая разрешить формирование местных антиталибских ополчений.
На девятой строчке — министр обороны США Роберт Гейтс, «преобразивший военную мощь США для задач XXI века», пишет журнал. Гейтс убедил военных и Конгресс сократить 31 программу в оборонном бюджете в целях экономии, выполняет свои обязанности в трудной ситуации, когда США одновременно ведут две неудачные войны, сыграл решающую роль в дебатах о том, стоит ли увеличивать американский контингент в Афганистане.
На десятой строчке — Ангела Меркель «за то, что с тевтонской решимостью ведет Европу сквозь рецессию». По мнению издания, меры экономии, которые Меркель осуществила в Германии, в 2010 году окупились. «Эта немецкая домохозяйка может кое-чему научить Кейнса», — замечает журнал, вспоминая, как Меркель призвала мировую экономику брать пример со скаредных швабских домохозяек.
Во второй десяток попали, например, финансист Джордж Сорос, китайский диссидент Лю Сяобо, главы Amazon и Apple Джефф Безос и Стив Джобс «за то, что заново изобрели чтение» — а именно, читалку Kindle и планшетный компьютер iPad, которые теоретически могут преобразить страны, где не хватает книг или ограничена свобода слова.
На 21-м месте — основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж за то, что не позволили Китаю себя запугать. «По слухам, противостояние Google с Китаем в 2010 году произошло по настоянию Брина, чья семья бежала из советской России, когда он был ребенком. «Это, без сомнения, предопределило мои взгляды и отчасти взгляды моей компании», — говорил он в интервью New York Times.
В списке много авторов книг по общественным наукам, бизнесменов и политиков, чей вклад журнал считает новаторским и ценным, а вот литераторов — раз-два и обчелся. И все же в список попал — на 89-е место — израильский прозаик Давид Гроссман, который «средствами литературы говорит правду об открытых ранах Израиля».
Источник: Foreign Policy
30 ноября 2010 г. | 15:07
Редакция | Foreign Policy
***