Из-за катастрофы самолета Ил-76 азербайджанской авиакомпании «Скайвинд» возле г. Урумчи государственное управление гражданской авиации Китая запретило с 29 мая выполнение грузовых чартерных авиарейсов из СНГ. По оценкам аналитиков рынка, китайцы не снимут запрет, а авиакомпании потеряют до конца года около $500 млн. Зато от действий китайских властей выиграют регулярные российские грузоперевозчики: «Аэрофлот», «Волга-Днепр» и «Ист Лайн».

Расцвет рынка чартерных авиаперевозок между странами СНГ и Китаем пришелся на 90-е годы. В СНГ осталось около 200 грузовых Ил-76, которые идеально подходили для перевозки товаров народного потребления из Китая. Два года назад в Китай летало около 15 российских авиакомпаний; сейчас на чартерной основе летают 11 авиакомпаний, еще три – «Аэрофлот», «Волга-Днепр» и «Ист Лайн» – осуществляют регулярные полеты. Емкость рынка оценивается в $1 млрд. Регулярные перевозчики занимают от 20% до 50%. По словам специалистов, сейчас эксплуатация Ил-76 грузоподъемностью 40 т, если самолет нагружен в соответствии с нормой, нерентабельна.

       Напомним, что в августе 2002 года после выявления фактов перегруженности самолетов Китай уже вводил запрет на чартерные грузовые рейсы российских самолетов, который потом был отменен. В пятницу государственное управление гражданской авиации Китая уведомило авиавласти СНГ о временном запрете с 29 мая всех полетов чартерных грузовых перевозчиков, крупнейшие из которых – российские «Атлант-Союз», «Абакан-авиа», «Авиаст», «Аэростар», «Красэйр», авиаотряд МЧС, «Тесис» и 224-й авиаотряд. Регулярных грузоперевозчиков запрет не коснулся. По сообщению агентства «Синьхуа», это сделано «с целью обеспечения безопасного грузового чартерного сообщения, поскольку с грузовыми чартерными самолетами некоторых авиакомпаний СНГ в последнее время происходят аварии и даже авиакатастрофы». «Синьхуа» напоминает о катастрофе Ил-76 авиакомпании «Скайвинд» возле Урумчи, разбившегося, по одной из версий, из-за перегруженности (см. Ъ от 19 мая).

       Вчера в авиакомпаниях не смогли прокомментировать, какие убытки они понесут от запрета и какие действия намерены предпринять. В Минтрансе РФ Ъ сообщили, что не намерены вводить в ответ какие-либо санкции. «Во всем мире, когда дело касается безопасности, мы друг друга поддерживаем»,– заявил Ъ руководитель управления надзора за летной деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Лобачев. Однако источник Ъ в Минтрансе на условиях анонимности сказал, что российские авиаперевозчики страдают из-за своих белорусских, украинских и казахских коллег, не выполняющих нормы безопасности. Впрочем, участники рынка не исключают, что запрет может стать окончательным. «Никто не пострадает, потому что чартерный рынок существенно сократился еще во время первого запрета. Это просто завершение той истории и переход на регулярную основу»,– считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН, НАТАЛЬЯ Ъ-СКОРЛЫГИНА

Газета «КоммерсантЪ» №96/П(2935) от 31.05.04

"КоммерсантЪ"