Победить эпидемию курения в РФ невозможно без «устрашающей» антитабачной рекламы, полагают зарубежные эксперты по антитабачной политике, опрошенные по итогам Четвертой конференции Рамочного соглашения Всемирной организации здравоохранения против табака, прошедшей в Уругвае с 15 по 20 ноября.

НАПУГАТЬ КУРИЛЬЩИКА

«Ситуация в России очень критическая. Опасность в вашем случае заключается в том, что курение распространено среди всего населения: взрослых мужчин, женщин и молодежи. Это ухудшает и без того тяжелую демографическую ситуацию в вашей стране, — заявила программный специалист Всемирного объединения за здоровье легких (World Lung Foundation) Ребекка Перл.

Она отметила, что ее организация готова оказывать техническую поддержку и консультировать Минздравсоцразвития РФ, чтобы найти эффективные пути решения проблемы.

Перл считает, что национальная кампания по борьбе с табаком, которую запускает Минздравсоцразвития, будет эффективной только при использовании сильных эмоциональных и «устрашающих» образов. «Я видела ряд очень хорошо выстроенных антитабачных кампаний в российских регионах: в Твери, Красноярске, Краснодаре, Архангельске, Москве. Все они были инициированы местными властями, которые постарались учесть мировой опыт», — пояснила она.

ПРИМЕР ТУРЦИИ

Эксперт Всемирной организации здравоохранения в Турции Тоукер Эргудер (Toker Erguder), куратор программ по табакоконтролю, рассказал, что эффективность «устрашающей» антитабачной рекламы стала очевидна после роста числа звонков, поступивших на «горячую линию» после запуска телевизионной антитабачной кампании в Турции. «Когда мы пытались использовать «позитивные мэсседжи» в антитабачной рекламе — такого отклика не было», — сказал Эргудер.

По его словам, правительство Турции выделило 90 минут эфирного времени на национальном телевидении (30 минут приходится на праймтайм) для демонстрации «устрашающей» антитабачной рекламы. Одновременно развернули масштабную баннерную рекламу на улицах, подняли налоги, ввели 100% запрет на курение в общественных местах. За три года антитабачной программы в Турции число курящих удалось снизить на 20%.

ЖЕНЩИНЫ И ГЛАМУР

По мнению экспертов, эффективность действий маркетинговых подразделений табачных корпораций, очевидна: за последние десять лет в России количество курящих женщин выросло с 12 до 21%. Более 100 видов тонких сигарет для женщин представлены на российском рынке.

«Когда я впервые увидела табачную продукцию, предлагаемую русским женщинам, я бы скорее поверила, что это парфюм, а не пачки сигарет, настолько красиво и модно они оформлены», — поделилась впечатлениями Патрисия Ламберт, глава американского фонда Tobacco Free Kids, активного участника Альянса Рамочной конвенции (FCA).

Эксперт полагает, что выбор ключевой мысли антитабачной рекламы не простой вопрос. Говорить курящей женщине, что «курение — отвратительно», значит заставить ее чувствовать себя виноватой. «Никотиновая зависимость — это проблема, решение которой требует от женщины воли, решимости. Чтобы преодолеть зависимость, человеку нужны помощь, поддержка и забота, а не обвинения. Мы должны быть очень аккуратны в выборе идей для антитабачной рекламы», — заключила Ламберт.

НОВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Антитабачным сообществом накоплен богатый опыт рекламных кампаний, проводившихся в США, Канаде, Австралии и в Европе. «Результаты, достигнутые за последние годы лидером антитабачной политики, Турцией, говорят о том, что «устрашающие» картинки в борьбе с курением действительно работают», — уверена Перл.

«Самое сложное — это изменить человеческое поведение, убедить людей в том, чтобы они перестали вредить не только себе, но и окружающим, вынужденным вдыхать сигаретный дым в ресторанах, барах или офиса», — считает Эргудер.

Однако, самая эффективная мера, по его мнению, личная инициатива обычных граждан. Объяснить или напомнить своему курящему другу о вреде курения, побудить его к тому, чтобы бросить, может каждый.

24/11/2010

18:26:00

РИА Новости

*