Группа российских производителей решила возродить существовавшую во времена Советского Союза сертификацию товаров и создала «Гильдию поставщиков Кремля», членами которой, по их мнению, должны стать самые качественные товары местного производства.

Несмотря на название, далеко не все члены гильдии поставляют товары расположенной в Кремле администрации российского президента. Они лишь хотят к этому стремиться, а Кремль в их понимании — всего лишь символ высокого качества продукции.

Много ли на сегодняшний день в России того, что сответствует требованиям мирового рынка, или российские потребители попрежнему правы в своем стремлении приобретать западные товары?

«Все то, что называется космическими технологиями, и было, и есть конкурентоспособно, вооружение было и есть, авиастроение, там, где делают не электронику, а планеры, было и есть, — говорит председатель Совета директоров компании «Менеджмент-центр» Сергей Михайлов. — Неконкурентоспособными остаются «Жигули», это классический пример. С другой стороны, их попрежнему покупают на рынках СНГ, потому что это дешево, понятно, инструкция на русском языке и мало кнопок, можно рулить без проблем».

Точка перелома

По словам заместителя генерального директора «Гильдии поставщиков Кремля» Игоря Потоцкого, структура затрат в России сегодня вполне позволяет производить дешево и качественно. Главное, пойти верным путем.

«Мы находимся в такой точке перелома, в которой все может решиться как в одну сторону, так и в другую. До тех пор, пока страна выходит из посткризисного состояния, связанного с дефолтом и последующим развитием экономики, она не очень заинтересована в проблемах качества и интеллектуальной собственности, она быстро наверстывает то, что возможно за счет очевидных ресурсов», — говорит Потоцкий.

«Но если сейчас ставится задача стабильного роста, то без качества, без интеллекта это уже невозможно. Сегодня в России интеллект, способности, уровень образования позволяют добиваться многого, при условии, что это востребовано», — добавляет он.

По мнению председателя совета директоров «Менеджмент-центра» Сергея Михайлова, за последние лет десять российские производители смогли убедить покупателя в том, что, к примеру, свои продукты питания — не хуже чужих.

Достаточно ли блестящей обертки?

«Как примитивный потребитель могу сказать, что раньше я ходил в зарубежные супермаркеты и покупал все в блестящих обертках. Сейчас мы покупаем больше русское, чем импортное, пьем наше пиво, едим нашу колбасу. Почему? Потому что, во-первых, это рядом и можно поглядеть производителю в глаза, во-вторых, не стоит бояться генетических мутаций, поскольку на них нет ни денег, ни возможностей. И вообще, выясняется, что модно есть не блестящие яблоки, а червивые», — уверяет Михайлов.

Впрочем, пока трудно сказать, следует ли подобной моде российская политическая элита, и есть ли у таких модных шанс получить сертификат «Кремлевский стандарт».

В разделе «Целевые аудитории» проекта «Кремлевский стандарт» на первом месте значатся властные структуры федерального уровня и регионов России, далее — деловые элиты России, затем — отечественные и иностранные предприниматели и только на четвертом месте — население России.

Так что не исключенно, что когда-нибудь и у простого россиянина появится возможность отведать товар, на котором будет стоять золотой, серебрянный или бронзовый знак качества «Кремлевский стандарт».

Татьяна Гоник

Би-би-си, Москва

28 мая 2004 г., 18:01 GMT 22:01 MCK

Би-би-си

*