Три четверти всех дизельных судов, когда-либо затонувших в мировом океане, — это корабли, потопленные в ходе Второй мировой войны. Сегодня многие из них так проржавели, что представляют опасность для окружающей среды.

История мирового судоходства — это, прежде всего, хроника кораблекрушений. Причем лишь очень немногие из них получили широкую известность: о гибели «Титаника» знают, конечно же, все, но уже такие названия как «Лузитания» или «Вильгельм Густлофф» могут кое-кого поставить в тупик.

Между тем, если верить данным Гидрографического управления США, за последние 500 лет в мире ежегодно гибло в среднем более 2000 судов. Кораблекрушения могут быть вызваны самыми разными причинами — от шторма или отказа техники до теракта или ошибок экипажа. Но совершенно очевидно, что по обилию погибших судов ничто не может сравниться с военными действиями.

Бомба замедленного действия

В ходе одной только Второй мировой войны ко дну были отправлены тысячи кораблей. «Это три четверти всех когда-либо затонувших судов с дизельными двигателями», — говорит Дагмар Шмидт-Эткин (Dagmar Schmidt-Etkin), основательница и глава нью-йоркской фирмы Environmental Research Consulting — консалтинговой компании, специализирующейся на вопросах экологии.

«По всему миру я выявила более 8500 тысяч кораблей, потопленных за этот период. При этом я не считаю рыбацкие шхуны или небольшие катера. Нет, тут речь идет только о настоящих судах — танкерах, сухогрузах, паромах, боевых кораблях. На борту этих затонувших судов сегодня находится — по разным оценкам — от 2 до 15 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Это в 20 раз больше, чем вытекло в море в результате недавней экологической катастрофы в Мексиканском заливе, когда там взорвалась буровая платформа концерна BP», — отмечает Дагмар Шмидт-Эткин.

А ведь, помимо нефти, на борту многих из этих судов находится еще и немало боеприпасов. Со дня окончания войны прошло уже больше 65 лет, и все это время корабли на морском дне ржавеют и распадаются. «Большинство этих судов вовсе не были рассчитаны на долгую эксплуатацию, — подчеркивает Дагмар Шмидт-Эткин. — Многие из них были склепаны наскоро в условиях военного времени. Сегодня они находятся в столь плачевном состоянии, что нефть из них уже начинает постепенно просачиваться наружу и загрязнять окружающую среду».

Подробнее: Deutsche Welle

Deutsche Welle

***