Два экспертных совета — драматический и музыкальный — просмотрев все, что было поставлено в стране с августа 2009 года по июль 2010-го, от Калининграда до Владивостока, отобрали более полусотни спектаклей из 40 городов.

За звание «лучшего», за «Золотую маску», будут соревноваться 23 драматических спектакля (в конкурсе они разделятся на «большую» и «малую форму»), шесть балетов, двенадцать опер, пять спектаклей современного танца, четыре кукольных спектакля и пять постановок, существующих на грани между видами искусств и потому отнесенных к категории «эксперимент». Большая их часть будет показана в Москве с 27 марта по 14 апреля будущего года, но некоторые гастролеры опережают всех — так, спектакли Александринки члены жюри (и, конечно же, обычные зрители) смогут увидеть в столице уже через неделю. Опередит коллег и Мариинский театр — оперу «Замок герцога Синяя Борода» покажут 24 января, балеты же — «Анну Каренину» и внеконкурсного «Спартака» — в середине марта. К огорчению зрителей, еще две оперы — «Женщину без тени» и «Троянцев» — петербуржский театр не привезет (жюри поедет смотреть их в Питер). «Женщину» — потому что уже показывал ее в Москве, «Троянцев» — потому что до тех пор, пока в строй не войдет старая сцена Большого театра, в столице не найти площадки, которая вместила бы спектакль с такими гигантскими декорациями.

Драма, куклы и эксперимент

По части драмы прошедший сезон — как заметили все, кто этим вопросом интересуется, — был совсем не плох и объемный список номинантов вполне это мнение подтверждает. В «большой форме» конкурс будет идти главным образом среди столичных спектаклей знаменитых и не раз номинировавшихся на премию режиссеров. Причем от Питера все три спектакля принадлежат Алексадринке, что согласуется с его нынешним статусом главного театра города: «Гамлет» Валерия Фокина, «Изотов» Андрея Могучего и «Дядя Ваня» приглашенного из США румына Андрея Щербана. Из Москвы тоже звезды: главный хит сезона, еще один, уже вахтанговский «Дядя Ваня», тоже иностранного режиссера Римаса Туминаса (и в нем, пожалуй, главный по общему мнению претендент на лучшую мужскую роль Сергей Маковецкий), из ТЮЗа — «Медея» Камы Гинкаса. А из МХТ две постановки: «Васса Железнова» Льва Эренбурга и «Обрыв» Адольфа Шапиро (из этих спектаклей и явные лидеры женского актерского конкурса Ольга Яковлева и Марина Голуб). Единственный провинциальный спектакль среди «больших» — ярославская «Екатерина Ивановна» — поставлен тоже не раз выдвигавшимся на «Маску» Евгением Марчелли.

Зато среди длинного списка «малых» постановок (их 14) куда больше провинциальных спектаклей, к тому же есть «масочные» новички — и режиссеры, и театры, никогда не выдвигавшиеся на премию. И главное новшество — целый большой проект из четырех постановок, выдвигающийся целиком. Речь идет о прелестном цикле РАМТа под девизом «молодые режиссеры — детям», в котором спектакли для малышей ставили дипломники Мастерской Сергея Женовача в РАТИ (только что этот проект получил премию Станиславского). Если учесть, что от РАМТа на «Маску» претендует еще и «Ничья длится мгновенье» Миндаугаса Карбаускиса, то Молодежный театр можно уже считать рекордсменом фестиваля.

Из мастеров и знаменитостей в «малом» конкурсе значится Петр Фоменко с пушкинским «Триптихом», Михаил Бычков с «Электрой и Орестом» из воронежского Камерного театра, Анатолий Праудин с толстовским «Фальшивым купоном» из СамАрта и Николай Коляда с собственной пьесой «Фронтовичка» в своем же екатеринбургском «Коляда-театре». Есть уже выдвигавшийся на «Маску» Константин Богомолов с микстом из Довлатова и Кэррола Wonderland-80 в «Табакерке», а в остальном — новички, что всегда добавляет конкурсу интриги. Впрочем, Ирину Керученко («Кроткая» в московском ТЮЗе) в Москве хорошо знают, как и Олега Юмова, поставившего в Новосибирске платоновское «Возвращение», и Марата Гацалова («Экспонаты» в Прокопьевске). И только Константин Кучикн, остроумно поставивший в хабаровском ТЮЗе литовскую пьесу «Малыш», да израильский режиссер Михаил Теплицкий («Главное забыл» по Шолом-Алейхему в питерском «Таком театре») — для Москвы совсем темные лошадки.

Кукольный конкурс в этом году выглядит весьма скромно, в отсутствие премьер главных кукольных лидеров страны, нем всего четыре спектакля: из Москвы (Театр Образцова — «Золушка»), Екатеринбурга («Грибуль-простофиля и господин Шмель»), Костромы («Медведь») и из Абаканского театра кукол, многократно приезжавшего на «Маску» («Флюм-пам-пам»).

Что касается всегда очень разношерстной номинации «Эксперимент», то в нем парадоксальным образом опять видна традиция. Во-первых, экспериментаторами у нас считается театр «Школа драматического искусства» (старожил «Маски» Дмитрий Крымов с «Тарарабумбией» и хармсовская опера Александра Маноцкова «Гвидон» в постановке Александра Огарева). А во-вторых, — «новодрамно-доковский» призыв. На этот раз кроме спектакля «Павлик — мой бог» в конкурсе участвует простановка Театра.doc «Час восемнадцать» о смерти Сергея Магнитского, более похожая на гражданскую акцию, чем на спектакль. Единственной новостью в этом конкурсе будет масштабное музыкальное действо из Перми «Жизнь человека» на музыку Владимира Чекасина в постановке Бориса Мильграма.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***