Копирайт на идею, или Как бороться с офисным шпионажем
Генерировать идеи — лишь полдела. Важно уметь доносить их до правильного человека — шефа. А заодно — защищать от менее креативных коллег, которые не прочь позаимствовать чужие мысли. Как бороться с офисным шпионажем?
Все начинается как совместный проект — обсуждения, обмен идеями, распределение обязанностей. Но в какой-то момент коллега вдруг перехватывает инициативу, сам делает презентацию, представляет шефу идею, одним словом — задвигает вас на второй план. А вы остаетесь не у дел, хотя идея-то была именно вашей. Обидно? Еще как! Более того — вредно для карьеры, утверждают эксперты. Тот, кто не умеет отстоять свою интеллектуальную собственность, в долгосрочной перспективе ставит под угрозу свой профессиональный рост.
Правила «конспирации»
Впрочем, чаще всего проблем с нечестными на руку коллегами можно избежать, соблюдая простые правила офисной «конспирации». Правило первое: храните свои идеи под замком — как в прямом, так и в переносном смысле. «Не оставляйте на рабочем столе важные документы, при необходимости запирайте их в ящик или забирайте домой. Доступ к компьютеру должен быть защищен паролем, — рекомендует эксперт по вопросам карьеры Мария Хоф-Глац. — Ну и, конечно, не стоит болтать лишнего в присутствии «ненадежных» коллег».
Правило второе: не разбрасывайтесь «сырыми» идеями. «Любую идею надо сначала обдумать, дать ей оформиться, созреть. Затем стоит привести ее в презентабельный вид, и лишь после этого — представлять начальству», — рекомендует эксперт Мария Хоф-Глац. Хуже всего, по ее словам, если вы придете к начальству с «полуфабрикатом»: он может не оценить вашу задумку и, чего доброго, на корню зарубить ваше начинание. В идеале, по словам эксперта, следует подготовить не только презентацию, но и подумать о возможностях реализации. «Зафиксировав все это на бумаге, вы не только произведете хорошее впечатление на шефа, но и застолбите за собой авторство», — говорит она.
Правило третье: если вы все-таки озвучиваете какие-то идеи, четко формулируйте их как ваши собственные. На тот случай, если в итоге именно ваше предложение окажется наиболее удачным и ляжет в основу крупного проекта, следует заранее обсудить детали упоминания авторства, советует психолог Петер Гросс. «Самая распространенная ошибка заключается в том, что этот вопрос не выносится на обсуждение с коллегами или с шефом. Сотрудник исходит из того, что будет упомянут в числе авторов и очень удивляется, когда этого не происходит. Поэтому мой совет: если вам действительно важно, чтобы ваше имя стояло в списке создателей, то говорите об этом заранее», — рекомендует Петер Гросс.
Не оставляйте открытым ящик электронной почты
Подробнее: DW-WORLD.DE
***