До 1 апреля все бизнесмены обязаны предоставить информацию о своих компаниях в Росстат, а до этого момента они могут отправить анкету с данными о себе по электронной почте.

Едва завершив перепись населения, Росстат приступает к другой переписи — малого и среднего бизнеса. За следующий год ведомство планирует опросить 50 тысяч «средних» предпринимателей, 1,5 миллиона руководителей малого и микробизнеса, а также около четырех миллионов индивидуальных предпринимателей. По закону о малом предпринимательстве подобную перепись разрешено проводить раз в пять лет, причем начиная с 2010 года. До этого Росстат проводил лишь выборочные наблюдения, которые не затрагивали так называемых «ИП». Перепись бизнеса, по словам Кевеша, поможет и в оценке развития муниципальных образований. Чего, кстати, очень ждут торговцы. По закону о торговле, вступившему в силу 1 февраля 2010 года, именно они не имеют права занимать более 25 процентов рынка в одном муниципалитете.

Главное отличие бизнес-опроса от «человеческого» в том, что гражданин вправе отказаться от участия, а предприниматель — нет. В ближайшее время все юрлица и ИП получат по почте анкеты, которые обязаны выслать обратно или прислать ответы по электронке. Вскоре на сайте Росстата появится специальная рубрика для бизнесменов. Правда, подробности пока не сообщают — нужна ли будет электронная подпись, как доказать, что ты уже поучаствовал в переписи? Если территориальный орган не дождется ответа от компании, переписчик придет к нему сам. Только после категоричного отказа «в глаза» на предпринимателя будет наложен штраф. Хотя санкции от 3 до 5 тысяч рублей вряд ли кого испугают. Однако в Росстате надеются, что цивилизованный бизнес не захочет портить свою репутацию — списки «отказников» не являются тайной.

Зато предоставленные данные являются. Их собираются охранять по всей строгости закона. На бланках, которые уже доступны на сайте Росстата, как и на анкетах переписи населения, красуется надпись «конфиденциально». В ведомстве обещают, что никуда дальше статистики сведения о количестве сотрудников, прибыли и объеме произведенной продукции не пойдут. Данные будут обезличены, а косвенные признаки, по которым можно догадаться, о ком идет речь, скрыты.

Тем не менее сами предприниматели очень скептично отнеслись к новости об их пересчете. «Достоверную информацию о себе никто раскрывать не захочет», — считает руководитель одной из небольших фирм по продаже недвижимости Надежда Соколова. По ее словам, даже если предприниматель ведет «белый» бизнес, ничего хорошего от участия в переписи он не ждет. С ней согласен и производитель меда Евгений Жуков: «Зачем вообще проводить такое исследование, если есть налоговые службы и пенсионный фонд?» В Росстате отвечают, что не все данные есть у статистиков: например, количество сотрудников, перевозимые грузы, объем продуктов, произведенных на предприятии. Кстати, в других странах такого сплошного наблюдения не проводят. Там есть альтернативные бизнес-переписи.

Масштабная информационная кампания, исключающая, правда, присутствие на телевидении, начнется в ближайшее время. На нее будет потрачено около 3 миллионов рублей. Всего на кампанию из бюджета выделили 0,5 миллиарда рублей. Что, как считают в ведомстве, ничтожно мало. Даже конверты для бланков закупили форматом поменьше — анкеты можно сложить вдвое, а заодно и сэкономить.

"Российская газета"

*