Вы купили новый дом, и вам очень хочется, чтобы он был красивым и уютным. И тут начинается — бесконечные споры и дискуссии о том, как его украсить и обставить, походы в магазины, выбор мебели и аксессуаров…

Путешествуя из магазина в магазин, с выставки на выставку, вы постепенно понимаете, что в вашем воображении, переполненном впечатлениями, стили, эпохи и производители смешались в жуткую кашу. Вы осматриваете и ощупываете представленные образцы, просматриваете горы каталогов. Наконец, после долгих обсуждений и раздумий, вы выбрали обои, мебель и аксессуары. «Теперь-то можно вздохнуть спокойно», — думаете вы. Однако не так все просто.

Вы начинаете постепенно понимать, что надо было сделать иначе, что ваш выбор — это не совсем то, что вы хотели.

Первое разочарование — обои. То, что так понравилось вам в рулоне, на стенах выглядит просто ужасно. Вешаете шторы, полагая, что они сгладят возникший диссонанс. Ничего подобного — стало даже хуже. Но есть еще надежда — вы расставляете мебель, вешаете светильники, «раскидываете» аксессуары: Все по отдельности было таким красивым и эффектным, но собранные вместе элементы отделки и обстановки, на беду, никак не хотят сочетаться и как будто кричат от неприятия друг друга. Разве можно в такой комнате отдохнуть?.. Нет, конечно.

Время идет, члены вашей семьи дружно избегают «новой» комнаты. Хорошо еще, если это гостиная, куда можно заглядывать лишь изредка. А если так произошло со спальней, детской, кабинетом, в которых приходится находиться изо дня в день? Вы начинаете раздражаться, чувствуете, что подавлены или неожиданно агрессивны, но не можете понять причины такого кошмарного состояния, и с ужасом думаете: «Что со мной?»:

Конечно, рассказывая об этом гипотетическом случае, я несколько сгустила краски. Но, как уверяют дизайнеры, на долю которых порой выпадает весьма нелегкая задача исправлять ошибки самодеятельных оформителей, — такое случается не так уж редко.

Возможен и другой вариант. Хозяин приглашает дизайнера и полностью доверяет ему свой дом. Профессионал оформляет интерьер на свой вкус. Но если дизайнер предварительно не выяснил вкусы и пристрастия заказчика, не понял, что это за человек, он создаст интерьер для себя. Несомненно, все будет выдержано в едином стиле, словно произведение искусства, но, скорее всего, заказчику здесь места не найдется. В результате получится повторение первой истории: хозяин не отдыхает дома, что неизбежно влечет за собой неприятности в семье, сбой в рабочем режиме, расстройство нервной системы: Причем в большинстве случаев человек не может понять причины своих неудач и плохого самочувствия.

Настоящий дизайнер сродни камертону. Как и этот небольшой и внешне очень незамысловатый инструмент, он настраивается на своего заказчика, пытаясь понять и уловить его смутные образы и неоформившиеся мечты, перевести их на язык искусства. Каждый заказчик для него — это новая книга, которую нужно суметь прочесть и понять. Со своей стороны, заказчик должен работать с дизайнером «в унисон» и постараться передать ему свое ощущение и видение мира. Вот тогда он получит дом, в котором будет уютно и комфортно. «Дома и стены помогают» — эта избитая фраза точно отражает, что должно получиться в результате совместных усилий хозяина дома и автора проекта.

Начиная работать с дизайнером, нужно помнить, что жизнь — это не модный каталог. Вспомните показы высокой моды: одинакового роста и телосложения барышни дефилируют по подиуму, демонстрируя новинки сезона. Но скажите честно, часто ли вы встречаете в повседневности женщин с такими формами и походкой? Все вокруг разные и отнюдь не идеальные — в этом и заключается прелесть. Было бы безумно скучно, если бы вас окружали люди, как на подбор, одного роста, идеальных размеров и форм. Какой-то набор оловянных солдатиков! Да и в жизни вы вряд ли будете носить каждый день то, чем восхищаетесь на подиуме.

Точно так же обстоит дело и с интерьером. Когда в доме все слишком гладко, слишком хорошо и правильно, он похож на музей: им можно восхищаться, но жить в нем нельзя. Создание интерьера — это не самоцель. Настоящий интерьер всегда служит отражением образа хозяина, дополняет и выгодно представляет его личность, как хорошая рама, обрамляя картину, помогает увидеть то, что хотел сказать художник, но не переключает все внимание на себя. Давно замечено, что выхолощенные, мертвые, «прилизанные» интерьеры давят на психику и доводят людей до нервных срывов. Главное в любом интерьере — дыхание жизни.

Как говорят опытные дизайнеры, очень важно «впустить красоту в дом, почувствовать ее и жить в ней». Наверное, отнюдь не случайно в наш век бурного развития техники главная тенденция в мире дизайна — стремление к природе. Человек инстинктивно хочет того, от чего он так стремительно удаляется. Именно поэтому сейчас так популярны экологически чистые материалы, естественная красота дерева и камня, натуральные ткани, трава, бамбук, джут, даже бумага. Огромное значение придается живым растениям. И если вы не можете или не хотите создать в своем доме зимний сад, дизайнер предложит вам оригинальное решение, которое становится все более популярным — монтирующиеся в полу комнаты специальные контейнеры, куда высаживаются трава и цветы. Таким образом, даже в нашем суровом климате с долгой и мрачной зимой вас дома всегда встретит цветущий весенний островок.

Для того чтобы не создавалось тягостное ощущение, в интерьере всегда должно быть много света и воздуха. Банально, но в любое помещение они поступают через окно. Поэтому окно в интерьере играет очень важную роль. Оформляя окно, можно и исправить «тяжелый» интерьер, и испортить гармоничное оформление комнаты.

Шторы и драпировки — самая живая и подвижная часть интерьера. Удачно подобранные шторы не режут глаз, не раздражают, а помогают почувствовать счастье красоты. Струящаяся ткань никогда не ляжет одинаковыми складками и будет трепетать при малейшем сквознячке. Замечено, что больные люди, которые не встают с постели, часто и подолгу смотрят на шторы. Потому что игра ткани сродни языкам пламени и бегущей воде.

Размышляя об оформлении окна, нельзя говорить о какой-то единой тенденции дизайна. В разных странах люди живут по-разному, что обусловлено климатическими условиями, исторически сложившимся образом жизни. Все это не может не отразиться и на особенностях строительства домов. Именно поэтому существуют такие понятия, как французское окно, итальянское окно: То же касается и штор. Жители южных стран стремятся наглухо закрыть окна от палящих лучей солнца. Северяне, не избалованные обилием тепла и света, любят, чтобы в интерьере преобладали солнце, воздух и простор. Американцы довольно редко пользуются шторами.

Прежде чем приступить к оформлению окна, дизайнеру нужно четко уяснить, какая роль отводится «проему для воздуха и света» в конкретном интерьере. Окно должно «впускать» свет в дом и открывать взору внешний мир. Там, где свет не является лишним — в гостиной, столовой, кабинете, — шторы выполняют только декоративную функцию, в спальне же у них несколько иное назначение — перекрывать доступ света на время отдыха.

Когда решен вопрос с функциональностью штор, можно приступать к выбору стиля. В первую очередь следует разобраться, что допустимо в данном интерьере, — требует ли он сугубо классического решения, или можно позволить себе побаловаться новыми идеями.

Большинство привычно оформляет окна тяжелыми тканями в соответствии с классической традицией. Но строгое следование классике довольно тяжело для восприятия и не вписывается в современный стиль жизни с ее бешеным темпом. Поэтому некоторые дизайнеры идут на компромисс — используя современные материалы, наполняют дизайнерское решение классическим «духом». В результате получается нечто абсолютно новое, пикантное, интересное.

В дизайне штор, как и в дизайне интерьера в целом, весьма актуален девиз «Назад, к природе», хотя определенной тенденции не наблюдается. Встречаются и хиты сезонов — новые ткани, аксессуары. Иногда основной акцент делается на карнизы. С коваными элементами или деталями из цветного стекла, со светильниками на концах они придают окну неповторимый шарм и изысканность.

Не гонитесь за модой и не спешите покупать дорогую ткань на шторы. Красивая и даже роскошная в куске материя может совершенно потеряться на окне или утяжелить интерьер. Фантазия дизайнера находит простор не в игре драпировок, а в сочетании разных тканей и дополнительных элементов. В оформлении окна необычайно важны мелкие аксессуары. Комбинация двух-трех простых тканей с милыми мелочами порой превращается в изюминку комнаты.

Профессионал всегда сумеет добиться потрясающего эффекта, создав интерьер, который станет продолжением вашего мироощущения и будет дарить вам покой, отдохновение и умиротворение. И при минимальных затратах.

Алла Виноградова

Загород Санкт-Петербург

28 Мая, 2004 г. — 19:42

Fashion News

*