"Самый незаметный" русский олигарх устроил самый дорогой в мире развод
В швейцарском суде слушается дело о самом дорогом на сегодняшний день разводе в мире — имущество пытаются поделить российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев и его жена Елена, живущая в Женеве. Бывшего владельца «Уралкалия», занимавшего в 2008 году 79-ю строчку в списке богатейших людей мира по версии Forbes, считали одним из самых незаметных олигархов, однако охота за его миллиардами привлекла к нему внимание СМИ. На Западе не исключают, что на самом деле он спасает свое имущество вовсе не от жены, а от Кремля.
Все владения Рыболовлева — особняк Дональда Трампа во Флориде, яхта My Anna, самолеты Airbus A319 и Dassault Falcon, полотна Ван Гога и Пикассо, огромный участок в Колоньи — лишь вершина айсберга, пишет Le Temps, на которую ссылается InoPressa. Подводную часть айсберга составляла доля магната в капиталах «Уралкалия» и «Сильвинита».
Два года назад на Лондонской бирже «Уралкалий» оценили в 34 млрд долларов. Так как супруги не заключали брачный контракт, швейцарское правосудие рассматривало все имущество как совместно нажитую собственность, которая при разводе делится пополам. Мнения супругов насчет их стоимости расходятся, и правосудию предстоит определить, на что может претендовать Елена — на 1 млрд или на 6.
Адвокат жены заявляет о готовности подать в суд на трастовые фонды, распоряжавшиеся этими средствами, и обвиняет ее мужа в попытках преуменьшить свое состояние и сфальсифицировать свою неплатежеспособность. Пока же на активы Рыболовлевых в Швейцарии, Флориде, Сингапуре, на Кипре и Виргинских островах наложен арест.
В июне этого года в громкий бракоразводный процесс вмешалась холодная российская реальность, говорится в статье. Давление с самого верха вынудило Дмитрия Рыболовлева отказаться от контроля над своей химической империей. Издание предполагает, что именно от посягательств Кремля бывший пермский медик Рыболовлев с 2005 года пытался перевести имущество в кипрские трастовые фонды.
Анонимный источник Le Temps среди банкиров рассказал еще об одном московском слухе: будто бы Рыболовлев и его супруга специально решили развестись, чтобы государство не прибрало к рукам калийную империю. Тогда бы швейцарское правосудие помогло ему спасти половину состояния при помощи жены.
Впрочем, газета сама же и опровергает эти версии, подчеркивая, что, в отличие от экс-владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, Рыболовлев не лишился имущества и не попал в тюрьму, а получил за свои акции «Уралкалия» 5,3 млрд долларов.
Адвокат Елены Рыболовлевой также с возмущением отвергает предположения журналистов. Защитники жены продолжают охоту и выискивают следы других его активов, например, в Банке Кипра, главным акционером которого Рыболовлев стал этим летом через компанию Odella, зарегистрированную на него и двух его дочерей.
Разводы с русскими олигархами далеко не всегда выгодны бывшим женам
В свою очередь российские СМИ, наблюдая за громкими бракоразводными процессами миллиардеров, приходят к выводу, что это далеко не всегда приносит выгоду бывшим женам. В лучшем случае бывший муж выделит мизер от скрытых в оффшорах богатств, а в худшем — заставит платить алименты, а то и вовсе упечет в психбольницу.
Так, газета «Деловой Петербург» припомнила, как завершился развод владельца группы «Русский стандарт» Рустама Тарико с бывшей гражданской женой Татьяной Осиповой. В августе 2010 года бизнесмен, чье состояние Forbes оценивает в 1,4 млрд долларов, выиграл дело о родительских правах на детей — дочерей Анну и Еву. Суд обязал его безработную супругу платить ему алименты в размере одной трети всех ее доходов.
Еще больше «досталось» бывшей жене банкира Вадима Левина, который раньше был первым зампредом правления ВТБ, а летом 2009 года покинул пост «по обстоятельствам личного характера» и ныне возглавляет петербургский филиал филиал «Еврофинансбанка».
Супруги развелись в начале 2000-х годов, после 10 лет совместной жизни. Затем в течение пяти лет они судились о месте проживания двоих детей. В конце 2008 года Анну Астанину, преподавателя французского в московском гуманитарном университете, прибывшую в Петербург на переговоры с бывшим мужем, принудительно госпитализировали в городскую психиатрическую больницу.
Там она провела почти месяц, после чего благодаря своей сестре Елене, поднявшей шум в СМИ, была выпущена на свободу (горсуд отменил решение о принудительной госпитализации). Однако врачи психбольницы подали надзорную жалобу, и дело вернулось на новое рассмотрение.
Тяжба с психбольницей длится уже два года, и угроза принудительной госпитализации все еще витает над головой бывшей жены банкира. Она утверждает, что бывший муж упрятал ее в лечебное заведение, чтобы забрать себе обоих детей.
Пришлось долго судиться и Татьяне Панченковой, бывшей супруге основателя группы Russian Land Шалвы Чигиринского. Правда, не с мужем, а с его кредиторами. Супруги развелись в июле 2009 года, в самый разгар преследований Чигиринского за долги. Сам он уехал от преследований кредиторов за границу (по слухам, он сейчас находится в Израиле). Если он каким-то чудом не отдаст долги, то его бывшая супруга может остаться ни с чем.
*