Отрицательные черты характера помогают стать лидером, доказали психологи
Некоторые из отрицательных черт личности не так уж плохи для человека, когда речь заходит о лидерских качествах. В течение трёх лет американские эксперты Университета Небраски-Линкольна изучали значение лидерских качеств для эффективности работы.
Ранее было установлено, что такие черты личности, как экстраверсия, эмоциональная стабильность и добросовестность, положительно воздействовали на эффективность и развитие лидерства. Но исследователи решили сосредоточиться на отрицательных чертах характера, чтобы выяснить, могут ли быть они полезны в некоторых ситуациях на работе среди 900 сотрудников.
Исследование показало, что чрезмерный скептицизм одинаково плох для выполнения рабочих обязанностей и повышения квалификации. Но, как ни удивительно, очень осторожный или нерешительный характер связан как с повышенной производительностью, так и развитием навыков руководства в течение долгого времени. Некоторые из «тёмных сторон» личности, например, нарциссизм, чрезмерное драматизирование событий, критическое отношение к окружающим и сосредоточенность на чётком соблюдении правил, на самом деле положительно влияли на ряд аспектов развития лидерских качеств с течением времени.
Тем не менее, результаты наблюдений не означают, что совокупность отрицательных черт характера сделает кого-то великим руководителем. Негативные черты личности должны быть адаптивными в соответствии с ситуацией, поясняют психологи. В избытке отрицательные черты могут только перерасти в патологию и привести к краху карьеры. Например, самовлюблённые люди хорошо проходят собеседования, где от кандидатов ожидается уверенность в себе, но их склонность ставить себя впереди других и слишком часто перенимать все заслуги только на себя может привести к трениям между коллегами. Работники, которые любят очень точно соблюдать правила, могут быть полезны в области бухгалтерского учёта или юридических отделах, но не так эффективны по производительности труда в продаже или подразделении маркетинга.
*