Результаты только что завершившейся переписи населения, без сомнения, интересуют как простых граждан, так и научное сообщество России и других стран. Перепись покажет, какие демографические изменения произошли в современной России, как отразился недавний экономический кризис на жителях страны.

Помогла ли программа «Материнский капитал» и национальные проекты увеличить количество населения, а также стали ли россияне лучше жить. Очень интересно насколько перепись населения выявит новые тенденции или подтвердит старые, а также, какой окажется их динамика. Мы не можем предугадать будущее в полном объеме, но определенные тенденции, которые есть сегодня и которые были в недавнем прошлом, нам вполне понятны.

Кризис 90-х годов, структурный кризис, вызванный переходом от одной социально-экономической системы к другой, привел к колоссальному опустошению российского народонаселения. Это опустошение было вызвано жесточайшим стрессом людей трудоспособных возрастов, которые были вынуждены приспосабливаться к новой жизни.

По сути, в России был выбран вариант шоковой терапии, который ставил человека один на один с реформами, с их тяжестью, с необходимостью обеспечивать прямое физическое выживание себя и своей семьи. Мы с вами знаем, что в те годы даже в Москве фиксировались случаи смерти от голода в начале 90-х годов, которые, правда, как у нас принято это делать, отправлялись по другим медицинским статьям.

Определенный всплеск смертности наблюдался и в 1998 году. Наблюдается он и сегодня, хотя глубина кризиса 2008 – начала 2009 года несоизмеримо ниже, чем тогда. Тем не менее, меньше она ощущается в масштабах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных центров. По глубинке это ударило серьезнее, и это один аспект.

Другой аспект в том, что в 90-х – начале 2000-х годов произошло жесточайшее падение народонаселения, убыль людей в трудоспособных возрастах компенсировалась мигрантами, русскоязычными людьми, которые приезжали из Средней Азии, Прибалтики, Молдовы, даже Украины, поскольку там была неблагоприятная среда для их жизни, в некоторых случаях речь шла даже о физическом выживании (этнонациональные конфликты). На данный момент почти все желающие переехать из бывших республик Советского Союза в Россию уже это сделали. Я говорю о постоянном месте жительства, а не о трудовых мигрантах, которые работают и возвращаются домой. Эти люди и есть источник, который компенсировал жесточайший демографический провал, являющийся побочным результатом реформы.

Этот источник действовать перестал. И сегодня мы видим картину в ее таком неприглаженном, неприкрытом виде впервые за последние 20 лет. Это не первая российская перепись, которая является таким зеркалом, которое хочется разбить или отбросить от себя. Мы с вами знаем, что перепись конца 30-х годов, ее результаты оказались настолько шокирующими, что были запрещены к публикации. Люди, которые получили эти результаты, расстреляны, и эти данные были обнародованы чуть ли не в годы перестройки, то есть спустя многие десятилетия. Естественно, что перепись конца 30-х годов показала размах демографических потерь, понесенных страной в годы коллективизации, голода на Украине, Поволжье, Казахстане и массовых репрессий 30-х. То есть это зеркало, убыль людей, несмотря на то, что рождаемость в 30-е годы была ее традиционной: двое—пятеро детей на семью было вполне обычным явлением.

Но и если говорить шире, если говорить сверх экономического кризиса 2008-2009 годов, который для России оказался не столь разрушительным, как это предполагали в его начале, россияне все больше переходят на европейскую модель демографического воспроизводства — родители и один ребенок. Все более поздний возраст вступления в брак. Недавние социологические исследования показали, что за последние пять лет средний возраст вступления в брак отодвинулся чуть ли не на пять лет. Это получается практически революция по глубине и срокам. Если бы это было достигнуто за 50 лет, то это была бы совершенно иная ситуация.

И вот теперь, оказавшись один на один с реальностью с одной стороны русского европейца, который не желает заводить семью в ущерб карьере, вертикальной мобильности, своим доходам и образу жизни, с другой стороны, ненужности старого советского русского человека, который не может адаптироваться к условиям жизни, и просто вынужден сокращать любые расходы, в том числе и на семью на воспроизводство следующего поколения, а это расходы немаленькие. И с фактором абсолютного уменьшения миграции из бывших советских и российских регионов власть будет вынуждена как-то реагировать, потому что до этого картина смазывалась, а реагировать уже сложно, это уже требует серьезного финансирования и серьезных управленческих усилий.

Перепись и окажется тем зеркалом, тем моментом истины, который позволит определить наличное положение вещей. А дальше придется реагировать. Говоря о программе по стимулированию деторождения в России, которая не так давно принята в нашей стране, можно отметить, на кого именно она рассчитана. Кого интересуют суммы в 200-300 тысяч рублей?

Понятно, людей социально неуспешных, необеспеченных и более того людей, которые проживают в наиболее необеспеченных российских городах. К таким депрессивным российским регионам относится, например Северный Кавказ. В центральных областях России никакого всплеска рождаемости вследствие принимаемых мер, скорее всего, не произойдет. Это, я думаю, тоже покажет перепись населения. Всплеск рождаемости произойдет там, где не сломана еще традиционная модель демографического воспроизводства, где сохранены национальные культурные и религиозные ценности.

Ответы на все, или, во всяком случае, многие вопросы мы получим в апреле 2011, когда обнародуют предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, и в 2012 году в окончательных результатах.

Финам.инфо ссылка на статью

*