Российская экономика не растет, а истощается
Дефицит бюджета на фоне социальных обязательств, взятых на себя государством, не позволяет говорить о стабильности экономики. Главным риском в настоящее время является стагфляция. В настоящее время важнейший фактор предыдущего роста – отложенный спрос – исчерпал себя.
Так, Индекс потребительской уверенности в III квартале упал на 4 пункта относительно показателей II квартала. В настоящее время в российской экономике нарастает неопределенность, а главным риском является стагфляция. Об этом рассказал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев в ходе заседания Экономического клуба ФБК «Экономические риски 2011-2013 гг.: коллапс или подъем?».
Сейчас уже очевидно, что быстрого выхода мировой экономики из кризиса не получилось. Темпы прироста промпроизводства даже в развитых странах снижаются. «Риск стагфляции увеличивают также явно завышенные социальные обязательства, ослабление рубля, который по сравнению с началом мая потерял 7% к бивалютной корзине, и нарастающая инфляция, показатель которой с начала года составляет 6,5%», — говорит Игорь Николаев.
При этом стагфляция отнюдь не означает, что экономика вовсе не растет. ВВП в такой ситуации может повышаться на 1-3% за год. Однако такие темпы развития усугубляют отсталость России от развитых стран по уровню жизни и экономического развития. Наша страна не только теряет шансы догнать развитые страны, но и не поспевает даже за своими «соседями» по БРИК. «Разрыв в темпах роста даже с Китаем, Индией, Бразилией только нарастает», — заключил Николаев.
Кроме того, слишком высока цена, которую общество и экономика платят за развитие. «У нас не догоняющее, а истощающее развитие экономики, — заявил Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. — И в рамках нынешней модели экономики даже относительно высокие темпы развития не спасают».
Также важна роль демографических факторов: на фоне сокращения численности населения ухудшается возрастная структура. «Мы заканчиваем проедать демографический дивиденд, который у нас был. У нас в последние десятилетия снижалась численность населения, но одновременно улучшалась структура, становилось больше людей трудоспособного возраста. Сегодня ситуация изменилась, — подчеркнул директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский. — Численность населения продолжает сокращаться, но при этом возрастной состав становится неблагоприятным. Кроме того, происходит стягивание населения в европейскую часть России». Уже сегодня четверть населения страны живет на трех процентах территории – в Москве и области.
Таким образом, несмотря на стабилизацию экономики в последнее время, сейчас ситуация опасна. Экономика России находится в неопределенности и говорить об уверенном росте в ближайшей перспективе не приходится.
***