Перестройка по-парижски: импрессионисты в Эссене
В Эссене, промышленном центре Рурской области Германии, которая стала в этом году культурной столицей Европы, открылась выставка «Картины одного мегаполиса: импрессионисты в Париже».
Гюстав Кайботт. Парижская улица в дождливый день (1877)
Выставка во всемирно известном музее Folkwang представляет 80 живописных полотен и 120 оригинальных фотографий, рассказывающих о Париже второй половины 19-го века. Это было время грандиозной перестройки. На месте старинных кривых улочек французской столицы были проложены широкие бульвары, появились новые фонари и канализация, построены вокзалы и метро, возведены Эйфелева башня, здание Гранд-опера, стала строиться на Монмартре одна из самых красивых церквей Парижа Сакре-Кер. Город менялся на глазах, и эти перемены отразили в своих работах художники и фотографы. Большинство привезенных в Эссен из парижских музеев шедевров Эдуара Мане, Огюста Ренуара, Поля Синьяка, Камиля Писсарро и Гюстава Кайботта впервые выставляются в Германии.
Запах гари и стук колес
Один из центральных экспонатов выставки в Эссене — картина Мане «Железная дорога». Директор музея Folkwang Хартвиг Фишер (Hartwig Fischer), побывавший на парижском вокзале Сент-Лазар, чтобы взглянуть на него через призму знаменитого полотна, восхищен: «Как говорил Эмиль Золя, когда смотришь на картины Мане, написанные на вокзале Сент-Лазар, слышишь стук колес, грохот паровозов, чувствуешь паровозную гарь!»
Эдуад Мане. Железная дорога (1873)
На картине изображены молодая женщина и девочка в белом атласном платьице с голубым поясом, завязанным на спине большим бантом. Женщина смотрит на зрителя, а девочка, сквозь чугунную решетку балюстрады, — на паровоз. Он – в движении, белые клубы пара застилают железнодорожные пути вокзала… Сегодня, кстати, можно найти с достаточной степенью точности ту самую точку, где в 1873 году стоял мольберт великого французского импрессиониста.
Напротив «Железной дороги» Мане — картины Гюстава Кайботта, который был одновременно и художником, и меценатом, покупавшим полотна и оплачивавшим ателье своих безденежных друзей-художников. Также включено в экспозицию и знаменитое полотно Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт». Одним словом, в музее Folkwang собраны лучшие образцы французского импрессионизма, знаменитые полотна, разошедшиеся по миру многомиллионными репродукциями. Но увидеть их в оригинале – нечто совершенно особенное.
Представленные в Эссене шедевры окружает особая аура. Это — ощущение городской жизни, которое так тонко уловили и передали в своих работах парижские художники, подчеркивает Хартвиг Фишер. Картины импрессионистов – не глянцевая салонная живопись, они родились на урбанистическом пленэре, в хаосе и сутолоке большого города.
Подробнее: DW-WORLD.DE
***