Тысячи объявлений на московской мостовой рекламируют сауны, салоны татуировок, выставки цветов, уроки английского, массаж, уроки танцев, караоке, библиотеки и даже «йогу без гламура» — корреспондент испанской El Mundo называет их «пресмыкающиеся» объявления.

После краха коммунизма в Москве на смену одноцветным лозунгам марксизма-ленинизма пришли яркие рекламные плакаты, карабкающиеся на фасады и крыши домов, пишет Даниэль Утрилья в испанской El Mundo. Теперь horror vacui — принцип «природа не терпит пустоты» — заставляет рекламу спускаться вниз, захватывая последнее оставшееся незаполненным пространство: тротуары.

Тысячи объявлений на столичной мостовой рекламируют сауны, салоны татуировок, выставки цветов, уроки английского, массаж, уроки танцев, караоке, библиотеки и даже «йогу без гламура»: эти «пресмыкающиеся» объявления, обманывающие пешеходов и предлагающие сомнительные услуги, размножаются, «как разноцветные грибы в асфальтовых джунглях».

Распространение этих наземных объявлений не в последнюю очередь объясняется их низкой стоимостью. Однако авторы изобретения совершили ту же ошибку, что Наполеон в России: они забыли о снеге. Первые же снегопады побелят московские тротуары и спрячут рекламу, правда, под слоем льда объявления будут видны, полагает корреспондент.

Причина, по которой рекламу на асфальте невозможно взять под контроль, в том, что федеральный закон о рекламе не упоминает тротуары в качестве рекламного пространства. Определить, кто владелец асфальта, в некоторых случаях невозможно, что осложняет регулирование этой моды.

Но следует помнить, что постсоветская реклама всегда исходила из того, что свет клином не сошелся на чем-то одном. В 2002 году находившийся с визитом в Москве испанский принц Филипп, отвечая на вопрос, что его больше всего поразило в российской столице, сказал журналистам: «Количество рекламы повсюду».

«Следуя византийской традиции страха перед пустотой, заставлявшего заполнять фресками, иконами, позолотой и орнаментами восточные церкви, рекламная революция российского посткоммунизма покрыла архитектурный горизонт Москвы яркими объявлениями, гигантскими плакатами и неэстетичными полосками ткани, растянутыми между зданиями на крупных магистралях, — пишет автор статьи. — Благодаря посткоммунистической рекламной революции рассматривание столичных видов превратилось в бег с препятствиями для глаз с множеством рекламных барьеров».

Завоевание тротуаров — еще один этап наступления рекламы, отмечает Утрилья, задаваясь вопросом, какое потенциально рекламное пространство станет причиной следующего сражения в битве за Москву.

Источник: El Mundo

12 октября 2010 г. | 09:10

Даниэль Утрилья | El Mundo

InoPressa.ru ссылка на статью

***