Согласно исследованиям 2003 — 2004 гг. , чай был и остается семейным напитком: подавляющее число чаепитий приходится на домашнее потребление. Больше половины россиян чаевничают в семье и с коллегами на работе, и только 5% пьют чай с друзьями — все-таки в компании предпочитают другие напитки. А 45% граждан вообще предпочитают пить чай в одиночестве. Даже персонал кофеен признает, что половина заказываемых напитков в этих заведениях — это все же чай.

Хорошая «тема» для антиглобалистов: Международная организация кофе выяснила, что культура потребления этого напитка в Европе становится все более американской. Теперь можно смело говорить, что европейский снобизм в отношении «примитивных американцев» больше неактуален.

Американский стиль потребления кофе, по свидетельству вышеупомянутой организации, все больше завоевывает традиционные кофейные центры мира — Европу и Ближний Восток. Более того, кофейной столицей мира назван американский город Сиэтл. Не бразильский, заметьте, и не норвежский, где выпивают самое большое количество кофе на душу населения. И не итальянский, где о существовании чая знает лишь каждый десятый. Оказывается, самое большое в мире количество кафетериев на душу населения приходится на Сиэтл. И появлением пресловутого «американского стиля потребления кофе» мы также обязаны этому славному городу. А вернее, сети кофеен «Старбакс», с которых, собственно, все и началось.

Пей с нами.

Благодаря «Старбаксу» американцы стали использовать большие стаканы и пить кофе с завидной частотой (каждая пятая чашка в мире выпивается американцем). Более того, американцы называют «Старбакс» национальным символом наряду с «Макдоналдсом» и говорят, что это заведение привило им «новую моду смотреть на кофе как на процесс, а не как на напиток». Европейцы же называют «Старбакс» кофейным фаст-фудом, говорят, что американцы извратили благородную идею европейского кафе и считают американский кофе самым невкусным в мире. «Понятие «американский стиль» можно определить просто: быстрее, больше, слаще, — считает PR-директор сети кофеен «Кофемания» Екатерина Архипова. — Большинство из тех напитков, которые делают в США, нельзя назвать кофе в полном смысле. Это совсем другой подход. Например, они отказались от услуг кофейных мастеров — бариста — и перешли на автоматы. А ведь вкус кофе зависит и от того, кто его делает».

Тем не менее факт остается фактом: Европа морщит нос, но пьет кофе по-американски, а «Старбакс» чувствует себя все лучше. Ситуация почти как в анекдоте про советского разведчика, которого выдала манера пить чай, прищуриваясь — чтобы воображаемая ложечка (которая по советской традиции должна торчать из стакана) в глаз не попала.

В России «Старбакса» пока нет, но мы идем по тому же пути, считает генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. «Ускорение требует новых форматов, которые были изобретены в Соединенных Штатах. Поэтому мы во многом повторяем Америку, — говорит Чантурия. — Люди при нынешнем стиле и ритме жизни будут больше отдавать предпочтение быстрой кофейной культуре: им нужно место, которое находится рядом, где можно сесть и поговорить, не совершая при этом каких-то действий и процедур».

Пей, как мы.

Возразить на это можно только то, что Россия вообще-то чайная страна. Исследование чайных привычек россиян, которое ежегодно год проводит компания «Май», крупнейший российский производитель чая и кофе, показывает, что мы по-прежнему отдаем предпочтение чаю. Согласно исследованиям 2003 — 2004 гг. , чай был и остается семейным напитком: подавляющее число чаепитий приходится на домашнее потребление. Больше половины россиян чаевничают в семье и с коллегами на работе, и только 5% пьют чай с друзьями — все-таки в компании предпочитают другие напитки. А 45% граждан вообще предпочитают пить чай в одиночестве. Даже персонал кофеен признает, что половина заказываемых напитков в этих заведениях — это все же чай.

Отношение к кофе в России несколько сложнее. Несмотря на то что потребление его растет, судя по исследованию компании «Май», отношение к этому напитку у потребителей серьезно разнится. Гранулированный кофе предпочитают те, кто желает зарядиться энергией и взбодриться утром. У целой категории потребителей кофе ассоциируется с такими понятиями, как «современность», «динамичность», «целеустремленность». Гурманы отличительными параметрами любимых марок считают не какие-либо социальные или имиджевые характеристики, а продуктовые. Они отдают предпочтение кофе в зернах и молотому кофе. Некоторые же российские потребители воспринимает кофе как обычный рядовой напиток. По данным исследования компании Magram Market Research, 74% россиян специально не посещают никаких мест, чтобы попить кофе.

Но, несмотря на гораздо большую популярность чая, чайная культура в нашей стране напрочь отсутствует. Чай, который в Китае был скорее философией, чем просто напитком, в России превратился в продукт, который специалисты определяют не иначе, как «жидкость цвета чая». Результаты того же опроса показывают, что в семи случаях из десяти мы употребляем чай, чтобы запить бутерброды и сладости. Если пару лет назад мы гордились тем, что в любви к чаю нам удалось переплюнуть англичан, которые стали предпочитать чай в пакетиках (в то время как мы любим заваренный по всем правилам) , то сейчас и этим не можем похвастаться: доля пакетированного чая растет и у нас. Все это наводит на очень странные мысли: получается, что чай мы пьем точно так же, как американцы — кофе, т. е. не очень разбираясь в том, что пьем.

Кстати, тенденция ухода от чайных традиций заметна не только в России. В прошлом году самым популярным напитком еще одной чайной страны, Японии, стал чай, готовый к употреблению.

Пей лучше нас.

Наверное, именно отсутствие настоящих чайных традиций стало причиной того, что кофеен у нас гораздо больше, чем чайных. Создатель первого в России чайного клуба Михаил Баев считает, что в этом повинны производители чая, которые не занимаются развитием чайной культуры. Кофейные производители преуспели в этом гораздо больше. Например, для популяризации кофе не так давно в Россию пришла Specialty Coffee Associaton of Europe (SCAE). Но некоторые считают, что дело не в пропаганде. «Просто чайные клубы — это всего лишь модная тенденция, интересная из-за некой оригинальности, которая не очень вписывается в современный ритм, — считает Рамаз Чантурия. — Занятым людям просто некогда рассиживаться в кафе или чайных клубах, где непосредственно питье чая сопровождается множеством ритуалов».

Действительно, в чайные клубы, как говорит Михаил Баев, люди ходят затем, чтобы побыть в спокойной обстановке и в «ясном состоянии духа». «Меньше, чем на час, к нам приходить не стоит, — считает Баев. — А вообще-то люди тут по полдня проводят, теряют ощущение времени».

Похоже, признать тот факт, что кофейная культура развивается у нас быстрее, все-таки придется. Но люди, за это ответственные, не очень-то злорадствуют. «Чай и кофе — не конкуренты, — говорит национальный координатор российского отделения SCAE Константин Воеводкин. — Если что-то чему-то и противопоставлять, то только хорошие чай и кофе плохому чаю и плохому кофе».

Юлия Васильева

Ведомости 28 мая 2004 №90 (1130)

Ведомости

*