По итогам драматичного лета в России складываются новые социально-экономические условия. Экстремальная жара, рост цен на продовольствие и другие события последних месяцев вопреки ожиданиям ненамного изменили траекторию развития профсоюзных и социальных движений.

«Особенности и тенденции, которыми характеризуются сегодня социально-трудовые и социальные конфликты в российском обществе, сложились в середине первого десятилетия 21 века и окончательно сформировались в течение 2008-2010 годов под влиянием экономического и социального кризиса», – утверждает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. Произошло также накопление социального опыта, опробованы различные практики защиты социальных и гражданских прав в меняющихся социально-экономических и политических условиях. Тем не менее, процент недовольных социальной политикой ежедневно возрастает.

В том, что сейчас в стране снова чувствуется социальная напряженность, согласна Ирина Шевченко, доцент кафедры теории и истории социологии, заместитель декана по работе со студентами РГГУ. По ее мнению, сейчас ситуация может быть хуже чем в 90: «Страна находится в состоянии системного кризиса, а власть реагирует только на вспышки массового недовольства, не решая проблем в целом, более того, усугубляя ситуацию».

Переговорный процесс остается слаборазвитым как инструмент разрешения социально-трудовых конфликтов. Налицо дефицит солидарности трудящихся. «Все это на сегодня обуславливает исключительную роль субъективного фактора развития конфликтов. Интенсивность и итог социальных и трудовых столкновений пока целиком зависит от наличия субъектов – активистов, лидеров профсоюзных, рабочих и социальных движений, от их социально-политических и человеческих качеств», – говорит Андрей Демидов, заместитель директора Института «Коллективное действие». Это, в свою очередь, делает эффективной практику давления на профсоюзных активистов и лидеров, к которой широко прибегают администрации предприятий, муниципальных образований и регионов. Возможной перспективой развития для профсоюзов становится в таких условиях расширение их социальной базы за счет сотрудничества с другими движениями, защищающими права граждан в области образования, экологии и т.д.

Для социального протеста в России консолидирующим фактором является кризис социальной сферы. «Ее значимость сегодня очевидна для регионов и социальных групп, даже существенно отличающихся по социально-экономическим параметрам», – полагает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Социальный кризис не позволяет государству выступать в роле третьей стороны в социально-трудовых конфликтах. Ареол третейского судьи и «заступника» невозможно сохранить, выступая инициатором принятия законов, которые население воспринимает как антисоциальные.

Дальнейшее развитие социально-трудовых и социальных конфликтов будет зависеть, прежде всего, от того, как, когда и каким образом их лидерский характер сменится солидарным и насколько далеко государство зайдет в реформировании социальной сферы, вызывающем недовольство населения…

28.09.10 16:05

Подробнее: Финам.инфо

Финам.инфо

*