По Волге плывет анимационный фестиваль «Крок»
Существенная часть лучших фильмов «Крока» рассказывала о собственных, преимущественно детских переживаниях авторов, выносила на свет их подростковые травмы. И становилось понятно многое из того, как нынче воспринимают свою жизнь молодые и какие надежды они с ней связывают.
Самой цельной и драматически настроенной группой выступали японцы. Их фильмов на фестивале было довольно много, и практически все они связаны с совсем новой киношколой — Токийским университетом искусств, где недавно стал преподавать самый известный из режиссеров японского артхауса Коджи Ямамура. Рисованные фильмы его учеников, как правило, со стильной, тонкой, неяркой графикой, ничем не напоминали традиционные японские аниме. У них медленный ритм и высокое внутреннее напряжение, непреходящая и неведомо откуда берущаяся тревога. Нам все они казались безусловно странными, хотя член жюри канадский режиссер Теодор Ушев сказал: «Это для вас они странные, а для японцев это соцреализм». Как бы то ни было, чуть ли не все японские студенческие и дипломные фильмы говорили о детстве и юности, и это затягивающее и метафорическое кино звучало почти как крик о помощи.
В страшноватом черно-белом нарисованном на стекле фильме Саори Широки «Женщина, укравшая пальцы», ребенок отпускал руку своей матери и хотел идти самостоятельно. Но мама догоняла его, она гладила его ладони и ступни, отчего пальцы ребенка вдруг превращались в червякообразных личинок и расползались, а мальчик уже не мог ходить. Потом мама гладила его спину, руки, ноги — вокруг тела ребенка расползались гадкие червяки, и в конце она уже сидела, ласково нянча на руках вместо мальчика огромную личинку. Как видно, проблема детей, которых родители не отпускают в самостоятельную жизнь, очень остра для Японии.
Подробнее: Время новостей
***