Исполнилось 150 лет зданию Мариинского театра
В Мариинском театре прошел гала-концерт с участием звезд российской сцены в честь легендарной сцены, которая отмечает 150-летие. И хотя сам театр в этом году открыл 228-й сезон, именно последние полтора века в здании на Театральной площади Петербурга названы «дорогой славы» русской оперы и балета.
Первые 78 лет труппа блистала на сцене Санкт-Петербургского Большого Каменного театра, которое считалось одной из архитектурных достопримечательностей северной столицы. На его месте позднее была возведена Санкт-Петербургская консерватория. Современное здание, получившее название в честь императрицы Марии, возведено по проекту Альберта Кавосо. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки.
Мариинский театр
150 лет назад об этом событии писали все петербургские газеты. На Театральной площади открывалась новая сцена, как ее называли, «одна из великолепнейших в Европе». В Петербург моментально приехали Верди, Вагнер, вернулся Берлиоз, засверкали Чайковский, Римский-Корсаков и Мусоргский. В мире оперы и балета России начался Золотой век.
Мировые премьеры тех лет до сих пор на афишах. Мариинский театр XXI века славится не только новаторскими проектами, но и репертуарным постоянством. «Спящая красавица» Чайковского и Петипа шесть десятилетий не меняет декорации. А в начале ХХ века на первом генеральном прогоне присутствовала императорская чета. Все, от программки до афиши, сохранилось в многотомных архивных книгах. Впрочем, великие имена не только на пожелтевших страницах, но и на стенах.
В репетиционной на современных певцов сурово смотрит Федор Шаляпин. Он нарисовал себя в образе Ивана Грозного гримом прямо на штукатурке. Великий бас готовился к этой роли очень тщательно. Ноты «Псковитянки» исписаны вдоль и поперек. Чаще всего повторяется слово «искренно». Стиль работы «великих» обязаны перенимать новые солисты. И все же самое сложное, как и во все времена, это первый выход. Виктория Терешкина никогда не забудет дебютное «Лебединое озеро».
«Нас поставили сразу в полусольную партию больших лебедей, у нас руки и ноги тряслись. Сцена очень сложная. Даже иностранцы, которые приезжают, говорят, что это энергетика прошлого», – говорит балерина Мариинского театра Виктория Терешкина.
Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе – за их спиной одна из самых строгих в мире школа Вагановой, которой удалось сохранить императорский балет. Такую высоту ни один другой театр не смог взять. В эпоху советского балета на сцену Мариинского выходили Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Галина Уланова.
В театре хранятся их личные карточки. Принят на работу, получил государственную премию, выехал на гастроли… Рудольф Нуреев из Франции так и не вернулся. Запись об увольнении отсутствует – исчез и все. Современным примам, покидая альма-матер прятаться не надо. Они постоянно путешествуют и возвращаются. Анне Нетребко, например, в Мариинском всегда рады. Как и десять лет назад, когда Валерий Гергиев готовил ее к Олимпу.
Валерий Гергиев собирает на сцене любимых артистов. Отмечая юбилей, художественный руководитель Мариинского театра говорит, что театру стало тесно в историческом здании.
«Мариинский – великая сцена, но карманы малы. Мы храним декорации на улице, больно говорить, они не помещаются в театре. Укрепляя возможности мощной сценой, мы даем ход новым мировым премьерам и много об этом думаем», – подчеркивает худрук Мариинки.
Открытия «второй» сцены ждут с 2006 года. Валерий Гергиев, уверен, что в следующем сезоне мировые премьеры будут играть уже там. Но это не означает, что историческое здание уходит на покой. Здесь готовят оперы «Мертвые души» и «Собачье сердце», а также «Аиду» в постановке режиссера Цирка дю Солей.
***