Михаила Ходорковского никак не хотят выпускать из тюрьмы. Содержание под стражей экс-главы ЮКОСа продлено до 17 ноября, кроме того, против него возбуждено второе уголовное дело. Может быть, причина в том, что, даже сидя за решеткой, Ходорковский продолжает выигрывать у государства в имиджевой войне?

В России не любят олигархов. Или любят?

Со времени ареста Михаила Ходорковского в октябре 2003 года, когда он на зафрахтованном ЮКОСом самолете летел в Сибирь, прошло почти семь лет. Между тем, дискуссии вокруг имени опального олигарха не утихают как в российской, так и в зарубежной прессе.

В России богатых не любят, а олигархи вызывают в простых гражданах, вынужденных трудиться не покладая рук, гнев и стремление «отнять и поделить» — в этом до сих пор уверены многие. Годы социализма научили негативно относиться к «буржуям», а скомкано проведенная приватизация по смутным схемам залоговых аукционов середины 1990-х, в результате которых наиболее шустрые граждане практически даром получили от государства стратегические предприятия и стали хозяевами «народного богатства» — нефти, газа, металлов – лишь усилили степень этой «классовой ненависти». Ходорковский – яркий представитель российской олигархии, дитя буйного капитализма девяностых, комсомолец, через систему центров научно-технического творчества молодежи начавший заниматься самым обычным челночеством, ввозя в Россия компьютеры, а закончивший получением контроля над акциями нефтяной компании.

И вот в 2003 году олигарха арестовывают. Ему инкриминируют уход от уплаты налогов. Как должно было прореагировать на это событие российское общество? Аплодировать стоя? Как бы не так. В то время я еще училась в университете на факультете «политологии», и мои политизированные сокурсники разгуливали по университету в значках «Свободу Ходорковскому!». Я и сама, наблюдая в выпусках новостей за поведением этого подтянутого и интеллигентного человека, думала: «Почему люди в России так не любят олигархов? Он смог создать нефтяную империю, благодаря своему уму и умению использовать шанс, который государство предоставляло кому ни попадя, сбывая с рук компании, которыми само не могло успешно управлять». Ходорковский, как ни странно, не вызывал во мне ничего, кроме уважения к нему как успешному бизнесмену.

Но может быть, так думала только не успевшая пожить в стране развитого социализма молодежь? Левада-центр в 2005 году спросил россиян, что они думают о Ходорковском. Выяснилось, что 60% россиян относятся к нему нейтрально, а почти половина (48%) считает, что Ходорковский пострадал не за экономические преступления, а за то, что сунулся в политику. Только 13,6% россиян были рады, что олигарх сел в тюрьму.

Ходорковский грамотно оборонялся. И хотя обвинительный приговор никто не отменил, государство, у которого на руках были все «козыри», кажется, много проиграло в имиджевой войне с опальным олигархом.

На власти давили не только российские правозащитники и либеральные СМИ, но и американские госструктуры. Так, Госдепартамент США заявлял, что арест Ходорковского показывает предвзятость российской судебной системы, а влиятельный американский политик Ричард Перл требовал даже исключить Россию из стран «большой восьмерки».

14.09.10 18:16

Подробнее: Финам.инфо

Финам.инфо

*