Штиль, царящий сегодня на политической сцене страны, не будет вечен. Время неумолимо, и часы отсчитывают второй президентский срок Владимира Путина, и чем больше этого срока останется позади, тем сильнее будут проявлять себя силы, стремящиеся отхватить как можно больший кусок из путинского наследства.

Вслед за затишьем обязательно грянет буря нежданных перемен, когда заскучавших зрителей ошеломит явление новых, неожиданных фигур. Или старых, но во всём великолепии заново скроенных сил и возможностей – это уж кому как повезёт. Первые всегда непредсказуемы, вторые очень умны и амбициозны. У них есть отрицательное обаяние и положительный опыт поражений. Для нашей страны, где стабильность часто равняется стагнации, это особенно важно.

Кто вы, господин полпред?

Безусловно, один из таких наиболее перспективных политиков – Сергей Владиленович Кириенко. Рамки нынешней должности полномочного представителя президента для него явно и давно тесны. Да, собственно, уже при самом назначении Кириенко мало кто сомневался: пост полпреда для Сергея Владиленовича – нечто вроде почётной ссылки, из которой его вот-вот позовут обратно в клокочущий мир перспектив и больших возможностей. Бросается в глаза, что и будучи сосланным в провинцию, Кириенко сумел на этом не простом поприще заметно выделиться из шеренги других полпредов: смог не опуститься в болото откровенного чиновничества, остаться на поверхности большой политики. Никто не сомневается, что быть «свадебным генералом», вдалеке от большой политики, – не предел его мечтаний? Не говоря уже о предпенсионном тёплом местечке посла в какой-нибудь, пусть даже европейской стране.

Однако наличие стремлений еще не гарантирует скорого выполнения задуманного. Говорят, еще недавно Сергей Владиленович собирался стать руководителем «Сбербанка». Но, как на грех, первые же попытки политика в этом направлении натолкнулись на весьма неприятный для Кириенко демарш американских конгрессменов. Сенаторы вдруг заявили о необходимости расследовать, куда пропали во время дефолта немалые деньги.

Впрочем, этот наезд на Кириенко наглядно показал и его силу. Ведь для того, чтобы остановить полпреда его российским конкурентам пришлось прибегнуть к «помощи» американских конгрессменов, было бы интересно узнать кто в нашей стране способен такую «помощь» организовать в политической разборке. Была ли активность американцев напрямую направлена на подрыв авторитета Кириенко, так и осталось невыясненным, но в Сбербанк он не попал. Однако вряд ли надолго расстроился, Кириенко явно из оптимистов.

Мал, да удал

Пойти на выборы мэра Москвы всего лишь спустя год после дефолта – это была не просто смелость, а даже какая-то лихость. Глядя людям прямо в глаза. И те его 11 процентов – успех серьезный. Однако еще более серьезным было третье место на выборах по общефедеральному округу СПС, первым номером, где был Кириенко. Сейчас, накопив уникальный опыт и почти полностью «смыв пятно» дефолта, он способен на больший рывок вверх.

У Кириенко великолепная, пожалуй, одна из лучших в стране PR-команда. Щедровицкий, Градировский, Островский, да и Гельман недалеко. Подобрать, а вернее – создать вокруг себя такой костяк Сергею Кириенко помогли и личное обаяние, и умелая кадровая политика и его принцип вкладывать в людей – много. Это и есть второй немаловажный плюс Сергея Кириенко, его неплохой стартовый капитал.

Дополнительно к этому (или как следствие — это как посмотреть), Кириенко, как мало кому другому, гарантирована моральная и финансовая поддержка немаленьких бизнесменов. Конечно, пока это больше предприниматели из родного Приволжского округа, тот же Алексей Санников, генеральный директор «Нижновэнерго», Вадим Воробьёв из «Лукойлнефтепродукта», и Владимир Люлин из «Волгателекома» и другие. Этого маловато для федерального политического проекта, однако для проекта регионального вполне достаточно. Можно вспомнить и лоббистские возможности соратников Кириенко, например, его бывшего зама Сергея Новикова, ныне шефа Федеральной службы по тарифам.

Не стоит сбрасывать со счетов и другое немаловажное обстоятельство, а именно солидную поддержку Сергея Кириенко российскими чиновниками, политиками и губернаторами. Ведь не секрет: немало ныне активно действующих политических фигур стали таковыми благодаря личной поддержке полпреда президента, в том числе и на выборах. Среди них и бывший пермский губернатор, а ныне член правительства, министр Юрий Трутнев, и без пяти минут губернатор Саратовской области Вячеслав Володин. (Который, правда, может и не стать таковым, если проиграет сражение своего старшему товарищу по «Единой России» Юрию Волкову). Действующие главы администраций Пензенской, Кировской и Ульяновской областей: Василий Бочкарёв, Николай Шаклеин и Владимир Шаманов.

Площадка для рывка

Нынешний политический расклад в стране для Кириенко как нельзя более благоприятен. «Единая Россия» и КПРФ (одни с радости, другие с горя) находятся сейчас почти что в одинаковом состоянии летаргического сна. СПС и «Яблоко» и вовсе почили в бозе. Причем Кириенко и здесь поступает удивительно мудро, не отрицая своей бывшей связи с правыми и прочими реформаторами (что было бы одновременно и глупостью, и лицемерием), а просто не поддерживая её, и всё. От громко заявленного «Комитета – 2008» он сознательно дистанцировался – не к лицу государственному мужу дружить с отпетыми и не успешными фрондёрами.

Кириенко гораздо осмотрительнее и дальновидней своих бывших соратников. И когда, как это можно почти с точностью предсказать, Немцов с компанией в очередной раз создадут что-нибудь малоубедительное, а президент Путин будет все ближе к окончанию своего второго срока (что тоже предсказывается стопроцентно) – вот тогда-то и наступит золотое время для набравшего самый «пик формы» Кириенко.

Плацдармом толчка для взлета к сияющим политическим вершинам для Кириенко вполне мог бы быть пост губернатора в солидном регионе. И идеально для этого подходит Нижегородская область: и позиции в «своей вотчине» крепки, и область действительно показательная в масштабах всей страны (как говорит он сам, «Нижний – третья столица»), и выборы в удобном 2005 году.

Именно возможное губернаторство станет для Кириенко возвращением из «кабинетной ссылки» в реальную политику. Самое главное, что как раз на этой должности, да ещё со своим потенциалом, он может быстро набрать недостающие очки и стать окончательно «своим» для губернаторов и президентов национальных республик. Кириенко обретет уже не показную, а реальную и значимую самостоятельность. Нижний Новгород – это действительно очень серьезно. С такого поста (который, кстати, гораздо устойчивей, чем министерский или тот же полпредский) можно замахиваться и на большее.

О размахе амбиций нынешнего полпреда в Приволжском округе свидетельствует хотя бы разработка и претворение в жизнь его командой проекта «Русский ислам». Тема очень и очень щекотливая, но громкая и беспроигрышная с точки зрения заметности. Команда Кириенко призывает к изменению государственной российской политики по отношению к исламу. Сам факт разработки Кириенко этой темы, помимо несомненной смелости, говорит и о дальновидности молодого политика: несколько не самых сложных пиар-ходов вокруг «Русского ислама» — и поддержка нескольких миллионов российских мусульман, среди которых есть очень влиятельные люди, Кириенко обеспечена. Во всяком случае, многие мусульмане уже величают ближайшего сподвижника Кириенко Петра Щедровицкого «Наш имам», а такие эпитеты в мусульманском мире дорогого стоят.

Сияющие вершины

Следующим после губернаторского шага для Кириенко могли бы стать думские выборы 2007 года. Они во многом станут знаковыми для страны. Первое, станет понятно, как будет дальше двигаться Путин. Уходить с политической сцены президент вряд ли захочет, удлинение срока или срок новый, вызовет скорее всего резко негативную реакцию на Западе, так что Путину придется подумать, как сохраниться в большой политике. Впрочем вполне возможно, что думает он уже и сейчас. Учитывая результат «Единой России» на выборах 2003 года, и то, что Путин реальный хозяин в партии, у него в запасе среди прочих шагов, есть возможность поворота к парламентской модели власти, где он был бы премьер-министром с полномочиями, большими, чем у будущего президента.

Успех на выборах в Думу по партийным спискам будет очень весом, тем более, что нынешняя Дума вполне может принять решение о том, что все 450 депутатов будут избираться по партийным спискам. И здесь ум, и опыт Кириенко может ох как пригодится. Уже не один год и не один политик в стране ломает голову над тем, как сыграть на исламском факторе. Вполне возможно, что патрон проекта «Русский ислам» нашел золотой ключик, при помощи которого можно будет сыграть в своих целях с мусульманским избирателем. В современном мире заметна тяга друг другу новых левых и политиков из исламских кругов. Как нарочно, почти все политтехнологи, окружающие Кириенко: Щедровицкий, Островский, Градировский, да и Гельман, явно левой ориентации и у них хороший контакт с мусульманскими интеллектуалами, среди которых можно особенно выделить Гейдара Джемаля.

К 2007 году мусульман в стране будет никак не меньше 30 миллионов, и, сыграв на этом электоральном поле, а также прихватив сочувствующих, можно очень успешно выступить на думских выборах. При весьма возможном переходе к парламентской системе власти это участие в дележе правительственного пирога, по крайней мере, на уровне второй политической силы, вслед за «Единой Россией». У Кириенко будут хорошие шансы стать первым вице-премьером, при премьере Путине.

«Русский курьер»

№290 2004-05-27

"Русский курьер"

*