Гордость и заботы Московской книжной ярмарки
Более 200 тысяч изданий, книги из 56 стран мира, около семисот журналистов, — Московской международной книжной ярмарке, открывшейся 1 сентября, есть чем похвастать. И есть чем озаботиться.
Привычные вступительные речи о значении книги, гирлянды воздушных шаров, парад танцовщиц в красных гусарских костюмах, — примерно так Московская книжная ярмарка открывалась всегда.
Даже к тому, что не все стенды готовы точно к открытию, а типография буквально в последний момент допечатывает недостающие книжечки с расположением участников и программой ярмарки, можно было привыкнуть. Но вот посетителей в первый день было заметно меньше, чем обычно.
Одна из причин — 1 сентября, день начала занятий в школах и вузах. Читающим родителям несподручно было приезжать сюда в этот день. Вторая причина — проливной дождь. От главного входа Всероссийского выставочного центра (в народе — по-прежнему ВДНХ) до павильона доехать нельзя, приходится идти пешком, пока дойдешь — промокнешь до нитки, несмотря на зонтик.
Но главное — явно не в погоде и не в календаре. Книжная отрасль России переживает серьезный кризис: и печатать, и покупать книги стали заметно меньше. Особенно, кстати, пострадала детская литература: судя по официальной статистике, тиражи в этом секторе сократились, по сравнению с первым полугодием 2009 года, на 15 миллионов экземпляров. А общий оборот российского книжного рынка, по оценкам экспертов, «похудел» за последние полтора года на полмиллиарда долларов. Есть от чего прийти в уныние.
Однако на ярмарке это пока не слишком заметно. Внешние «формальности» соблюдены. Оркестр в холле играет оптимистический марш, высокие блондинки (почему-то участники ярмарки предпочитают именно блондинок), ослепительно улыбаясь, раздают яркие рекламные буклеты, под стук бубна танцуют представители народов севера в дубленках и унтах, проводится викторина «Отгадай классика». А главное (шутки в сторону!) — любителю книг есть из чего выбирать.
Подробнее: DW-WORLD.DE
***