Российский рынок ноутбуков с начала года растет беспрецедентными темпами. Продажи портативных ПК в I квартале 2004 г. в несколько раз превысили прошлогодние показатели. Эксперты объясняют бум резким снижением цен и усилением рекламной активности продавцов ноутбуков.

По данным исследовательской компании IDC, в I квартале 2004 г. продажи компьютеров в России выросли по сравнению с I кварталом 2003 г. на 32,2% и составили 1,009 млн компьютеров. Из них 128 000 — ноутбуки. Согласно IDC, по сравнению с прошлым годом продажи ноутбуков выросли на 224%. Компания ITResearch оценивает объем рынка ноутбуков в I квартале 2004 г. в 126 000 штук, или $183 млн. По версии IDC, в тройку лидеров отечественного рынка ноутбуков вошли Rover Computers, Toshiba и Dell Computer. По версии ITResearch, лидирует Rover Computers, за ним следуют ASUSTeK, Samsung, Toshiba и «НКА-Групп».

Опубликованные вчера аналитические отчеты о продажах ноутбуков стали сенсацией. Рост на 224% — наивысший результат за все время наблюдений IDC за российским компьютерным рынком. «Все больше отечественных и международных компаний предлагают недорогие ноутбуки по цене менее $1000, — объясняет феномен ведущий аналитик IDC по рынку персональных компьютеров Андрей Верховод. — Этот факт был позитивно встречен чувствительным к ценам российским рынком». Он отмечает, что бурный рост продаж ноутбуков докатился в Россию из Западной Европы с некоторым опозданием. Так, продажи ноутбуков во II квартале 2003 г. выросли на 67% в Германии и на 95% — в Великобритании. Для зрелых западноевропейских компьютерных рынков, где на ноутбуки приходится около 31% всех поставок компьютеров, это очень большой рост. Российский бум — усиленное эхо европейских событий.

Аналитическое агентство ITResearch оценивает рост рынка более скромно — в 138% , хотя его оценка абсолютного объема продаж ноутбуков приблизительно совпадает с IDC. «Год назад многие эксперты не видели роста этого рынка и занижали его показатели», — объясняет расхождение генеральный директор аналитического агентства ITResearch Юрий Бонкарев. По его словам, на популярности ноутбуков сильно сказалось их удешевление — средневзвешенная цена снизилась с $1550 в I квартале 2003 г. до $1450 в I квартале 2004 г. Сказалось также, полагает Бонкарев, появление новых агрессивных игроков — в первую очередь «НКА-Групп» и Samsung Electronics.

Из опрошенных «Ведомостями» производителей ноутбуков столь впечатляющие успехи рынка под сомнение поставил только начальник отдела маркетинга Rover Computers Андрей Андреев. «Мы осторожно относимся к исследованиям, — говорит он. — К сожалению, многие новые игроки рассматривают их как рекламный инструмент и завышают свои показатели, а отлаженной схемы проверки предоставляемых данных у аналитиков нет».

«Цифры аналитиков, может, слишком оптимистичны, но рост и вправду был огромный», — считает старший менеджер департамента компьютерной техники московского представительства Toshiba Europe Игорь Сныдко. По его словам, продажи могли быть даже выше, если бы не дефицит товара, с которым столкнулись некоторые игроки в конце 2003 г. «В IV квартале прошлого года мы поставили около половины от того, что могли продать», — сетует он.

Начальник отдела маркетинга «НКА-Групп» Александр Панько добавляет, что возросшая популярность ноутбуков объясняется, в частности, их активной рекламой на телевидении. По его мнению, реклама отдельных производителей влияет не только на их собственные продажи, но и способствует популяризации ноутбуков вообще. А глава московского представительства Dell Computer Александр Чуб сравнивает ажиотаж на рынке ноутбуков с интернет-бумом конца 90-х.

Роман Дорохов

Ведомости 27 мая 2004 №89 (1129)

Ведомости

*