24 августа в РИА Новости состоялась пресс-конференция, посвященная премии. Ее специфика в том, что сумму вознаграждения авторам определяют их поклонники в режиме постфактумных платежей. Первую народную (читательскую) премию по литературе учредил рекомендательный портал Имхонет.

Стартовала «Читательская премия Имхонета»

Премия будет вручаться в двух номинациях: «Любимые писатели» и «Любимые журналисты». Голосование происходит в денежной форме: пользователь может по своему усмотрению распределить среди номинантов сумму, зачисленную на его счет Имхонетом, а также добавить собственные средства. Из этих платежей образуется премиальный фонд каждого писателя. Список номинантов ограничен. Если пользователь любит и хочет отблагодарить еще какого-то писателя или журналиста, он может добавить его во внеконкурсный список «Номинанты читателей», перечислив любую сумму денег.

Голосование проходит с 23 августа по 24 октября 2010 года. Участвовать могут все пользователи интернета.

Александр Долгин, управляющий Имхонетом, профессор ГУ ВШЭ о «Читательской премии Имхонета»:

Культуру все трудней продавать за деньги. Она оцифровывается и утекает в интернет, где бесплатно потребляется вопреки интересам производителя. Это сильно беспокоит индустрии медиа, в частности СМИ.

Пока по инерции цепляются за копирайт, но тот работает все хуже. К тому же есть что-то абсурдное в том, чтобы поддерживать в культуре механизм принуждения, навязывать ее за деньги. И что-то ненормальное, когда множество законопослушных граждан становится злостными нарушителями.

Выход в том, чтобы ввести в практику иной способ обращения с деньгами: не традиционная схема «плати, а потом бери», а прямо противоположная: «бери, и если понравилось, плати». Культура – не мешок сахара с гарантированным вкусом. Качество произведений неровное, не говоря уже о заполонившей эфир циничной халтуре. У людей в душе накапливается протест из-за того, что они раз за разом платят за товар, который их не устраивает. И вознаграждать часто следует вовсе не производителей книг, фильмов и треков, а тех, кто взял на себя труд отбраковать некондицию. По опыту на одну стоящую покупку приходится пять, а то и десять никчемных. В итоге крепнет внутренняя установка, что за все с лихвой уплачено: больше мы никому ничего не должны. Прямое следствие – повальная привычка не платить всюду, где удается увильнуть, например, в интернете.

Переломить ее можно одним способом: не ставить всех в положение ловчил и безбилетников, а положиться на естественную потребность людей отвечать добром на добро. Разве мало вокруг примеров порядочности, альтруизма и здравого смысла?!! Почему не вверить инициативу людям? Не предоставить им возможность платить за то, что пришлись по душе?

Это пойдет на пользу как потребителям, так и талантливым, добросовестным производителям. Сегодня заметная часть выколачиваемых с помощью копирайта сборов приходится на ту часть культурного ассортимента, которая ни за что не собрала бы урожай денег и внимания, если бы не реклама. Это провал индустрий культуры и в чистом виде общественный проигрыш. Постоплатная схема позволит сконцентрировать спрос на том, что заслуживает внимания, а не дробить его между охотниками за кошельками.

Выгодна она и конечному потребителю, поскольку кратно удешевляет товар за счет беспосреднической связи с производителем. В розничную цену товара зашита не только дорогостоящая логистика, но и покрытие убытков от массы неликвидов. Постоплатная схема обнуляет эту часть затрат.

Мир уже десятилетие экспериментирует с постоплатой: продажи программного обеспечения, опыты рестораторов, писателей (Стивен Кинг, Суз Орман), музыкальных групп («Аквариум», «Radiohead», собравший таким образом свыше 8 миллионов долларов) и т.д. Но все это разовые акции. На повестке дня переход к массовым повседневным практикам, охватывающим широкий спектр культурной продукции. «Читательская премия Имхонета» – первое в истории масштабное действо.

Она позволит всем желающим поощрить любимых авторов – привилегия, которая до сих была доступна разве что имущественной элите. Цель премии – продемонстрировать людям, что платить за понравившийся продукт не только НОРМАЛЬНО, но и приятно. А в стратегической перспективе это еще и выгодно. Участники акции, а по ожиданиям это не менее ста тысяч человек, получают реальный шанс усовершенствовать правила игры в культуре.

Всем, кто решит принять участие в голосовании, Имхонет выделяет по 50 рублей. Это совсем небольшие деньги. Им отведена роль стартера: позволить человеку опробовать процедуру голосования деньгами, ощутить себя в новом качестве. Если выделенных на пробу средств покажется недостаточно, не страшно. Условиями премии предусмотрена возможность добавить свои! И распорядиться ими так, как считаешь нужным.

Александр Архангельский, журналист, номинант «Читательской премии Имхонета»:

Копирайт в нынешнем виде это – бред. Сейчас я защищаю свои права, права своих детей, но с какой стати я должен думать о своих правнуках, которые в течение 70 лет после моей смерти будут получать отчисления, тормозя при этом развитие культуры? Если бы копирайт действовал в эпоху Шекспира, никакого Шекспира бы не было. Сюжеты заимствованы, его бы замучили судебными исками. И он уже ничего не написал бы. Культура вся основана на взаимном подворовывании тем, сюжетов, образов, цитат. Я не говорю уже о том, что целые культурные области, типа документального и просветительского кино, в общем убиты. Делая программу о событиях 1968 года, нам буквально для титров понадобился 20-секундный фрагмент песни Beatles «Back to the USSR». Для этого нужно получить разрешение у корпорации, владеющей правами на Beatles. Сэр Пол Маккартни не владеет этими правами. Обойдется это вам в 4000 долларов. Надо ли говорить, что программа вышла без этой музыки?

Максим Кронгауз, директор Института лингвистики РГГУ:

Мы живем в интересное время: когда коммуникация рушится – социальная, экономическая, бытовая, но на этих обломках возникает что-то новое. XX век чрезвычайно усложнил все человеческие коммуникации, появились посредники во всех сферах жизни. В XXI веке идет откат в те времена, когда коммуникация была более простой и беспосреднической. Устоявшуюся систему разрушают не только социальные и политические причины, этому способствует и общее коммуникативное пространство – интернет. Один из показателей, что система отношений между авторами и их читателями не в порядке, – конфликты и скандалы в авторском праве. Недовольны все: и авторы, которые протестуют против открытых электронных библиотек, и читатели, которые подворовывают, недовольны издатели. Значит, должно что-то меняться. И как это обычно бывает, сначала изменятся правила, установится новая этика, и только потом появится новый закон. «Читательская премия Имхонета» – эксперимент в этой области. Возможно, эта практика будет конкурировать с устаревающей системой, будет сосуществовать с ней какое-то время, возможно, станет мейнстримом, но сегодня важен сам факт эксперимента по выработке новых правил.

*