Число жалоб граждан на финансовые учреждения в Роспотребнадзор резко возросло. В первом полугодии их оказалось в 3,6 раз больше, чем в тот же период прошлого года. Уровень финансовых преступлений растет, а деньги россиян пропадают в никуда. «Плата за незнание ложится на население.

Из-за резкого увеличения количества жалоб на финансовые учреждения со стороны россиян увеличилось количество внеплановых проверок банков. В первом полугодии в территориальные органы Роспотребнадзора поступило в 3,6 раза больше обращений, чем за тот же период прошлого года. Число письменных жалоб выросло в 2 раза. За первое полугодие было проведено 276 внеплановых проверок, это больше, чем за весь прошлый год (252). 299 представителей банков было привлечено к административной ответственности за нарушение прав потребителей финансовых услуг, хотя за весь прошлый год виновными были признаны 326 человек.

Роспотребнадзор заявил 22 иска в защиту потребителей от незаконных действий банков. За два предыдущих года таких исков было всего 9, а удовлетворено лишь 3. Правда, в этом году положительные решения были приняты лишь в двух случаях.

«Мы накопили достаточно большую правоприменительную практику, как административную, так и судебную. Она создает объективные предпосылки для более действенного использования в деле пресечения недобросовестных практик предоставления некачественных услуг, а также возможности гражданского судопроизводства по защите соответствующих прав неопределенного круга потребителей», — заявил РИА Новости руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

При этом глава Роспотребнадзора не доволен действиями банков в этой ситуации. «В этой связи вызывает непонимание позиция банков, в том числе ведущих национальных банков, которые вместо того, чтобы искать решения по повышению финансовой грамотности населения, по созданию позитивной кредитной истории на рынке потребительского кредитования, добиваются, в том числе и от Генпрокуратуры, поддержки в резком ограничении возможностей использования закона о защите прав потребителей, — сказал Онищенко. -Это было бы более понятно, если бы речь шла о рыночной торговле, где традиционно, к сожалению, действует средневековая идеология «не обманешь — не проживешь». К сожалению, банки, будучи локомотивами экономики, действуют в этой порочной логике».

Отметим, по данным Союза потребителей России финансовая грамотность россиян находится на невысоком уровне. Из более 360 тысяч жалоб, поступивших в организацию в прошлом году, лишь 1,6% были посвящены нарушениям при предоставлении финансовых услуг. По словам экспертов, многие россияне даже не подозревают, что были обмануты, например, при получении кредита, поскольку недостаточно грамотны в этом плане.

«Прежде всего недостает внимания со стороны органов власти», — объясняет такое положение дел председатель Союза потребителей России Борис Шелищ. Кроме того, финансовая грамотность зависит от материального положения граждан, а наиболее низок он, по словам специалиста Московского общества защиты прав потребителей Анны Зыковой, среди малоимущих слоев населения. У 40% россиян нет доступа к финансовым услугам, а более половины наших соотечественников признаются в полной финансовой безграмотности.

Такая печальная ситуация плодит множество людей, которые хотят поживиться за счет наивности наших сограждан. Уровень финансовых преступлений растет, а деньги россиян пропадают в никуда. «Плата за незнание ложится на население. Например, за последние полгода россияне потеряли на финансовых пирамидах 32 млрд рублей», — рассказал осенью прошлого года председатель совета директоров «Алор Инвест» Анатолий Гавриленко.

24.08.10 13:13

Финам.инфо ссылка на статью

*