Ежегодный августовский фестиваль современного танца стартует в Берлине сегодня в обычной своей экспансивной манере. Для 38 проектов из 19 стран захвачены не только 14 сценических площадок, но и места совсем для танца непригодные вроде одной из витрин «Галери Лафайет», на которой уже несколько дней, рекламируя фестиваль, красуются клеенчатые клетчатые сумки челноков, битком набитые ширпотребом и рыночным фейком.

Рядом с haute couture с 50-процентными сезонными скидками. Такова жизнь кочевников, мигрантов, торговцев культурными и некультурными ценностями, да всех, у кого есть дарованное от рождения право на свободу передвижения. К этой жизни и к этим декларациям Tanz im August в 2010 году решил повернуться лицом, определив в качестве своей главной темы «человеческие права».

Не так чтобы искусственно: по уверению организаторов, придумать «про что» и подверстывать подходящие спектакли не в правилах Tanz im August. С точностью до наоборот — оглянулись, присмотрелись и обнаружили, что современный танец в самых разных точках планеты вдруг бросился разбираться с последствиями глобализации, колонизации, эмиграции и прочих процессов, до которых, как правило, дело есть только газетчикам. И не потому только, что последствия отвоеванных свобод не так однозначно хороши и ведут к новым табу и ограничениям, но и потому, что изменения эти касаются человеческого тела в частности. А это то, чем современный танец занимается непосредственно.

Главной метафорой исследуемых процессов, надо думать, станет проект Уильяма Форсайта Humans Writes — в двухчасовом перфомансе танцовщики будут пытаться зафиксировать на бумаге слова из Всеобщей декларации прав человека 1948 года. На полотнах вряд ли появится что-то внятное — скорее что-то вроде графических SOS, судорожно нацарапанных в буквальном смысле связанными по рукам и ногам артистами. Метаморфозам телесноcти и проблемам идентичности посвящен и спектакль Gardenia Алана Плателя. Хореограф знаменитой бельгийской компании С de la B выводит на сцену реальных трансвеститов и транссексуалов с их подлинными историями: актриса Ванесса ван Дурме когда-то была мужчиной, шесть других персонажей — женщинами.

Подробнее: Время новостей

Время новостей

***