Смог, вызванный пожарами, может в ближайшие дни помочь разрушению антициклона, вызвавшего пожары, считают физики
Вызвавший катастрофические последствия антициклон может быть разрушен в ближайшее время. И «могильщиком» его может стать… смог, этим же антициклоном и рождённый. Так считает один из ведущих российских специалистов по атмосферным процессам, заместитель директора Института физики атмосферы /ИФА/ РАН Александр Гинзбург.
«Смог может быть причиной разрушения антициклона, поскольку он «перехватывает» горячие солнечные лучи, — рассказывает учёный. — В результате количество тепла у поверхности становится меньше, что ведёт к изменению энергетического состояния этого атмосферного явления, а значит подрывает главное, на чем оно держится, — его стабильность».
Кроме того, разрушению антициклона способствует и естественный годовой цикл, говорит Гинзбург: «Август, ночи всё длиннее и прохладнее, климат поворачивает на зиму». Поэтому уже в ближайшие дни в поднадоевшей картине летней жары 2010 года можно ожидать существенных изменений.
Стабильность нынешнего антициклона над европейской частью России, объясняется, по мнению доктора наук Гинзбурга, тем, что он постоянно подпитывается энергией циклонов, которые постоянно пытаются его атаковать, но вместо победы сами изливаются катастрофическими дождями на Европу и части Азии. «В атмосфере время от времени возникают так называемые блокирующие ситуации, — говорит учёный. — Над Москвой — антициклон, а рядом с ним циклоны, в которых нисходящие потоки воздуха, облака и более холодная погода. Когда несколько таких огромных воздушных вихрей, крутящихся в разные стороны, оказываются рядом, и возникает блокирующая ситуация, которая может держаться довольно долго». «И нынешняя «сцепка» может держаться сколь угодно долго, — подчеркнул Александр Гинзбург. — Если смог от пожаров парадоксальным образом не поможет её разрушению».
При этом физик считает, что даже такие длительные аномалии ничего невероятного с точки зрения науки не представляют. Они не являются ни признаком, ни результатом глобального потепления климата, убеждён он. «Но с другой стороны, такие проявления нервозности климата, как аномальная жара, также и не противоречат этой гипотезе», — подчеркнул учёный.
По его мнению, однако, «без участия человека здесь, вероятно, не обходится». «Потепление за счёт этих антропогенных факторов — таких как выбросы углеводорода, метана, вообще парниковых газов — проявляется больше в полярных, нежели в тропических широтах, — говорит Александр Гинзбург. — И перепад температур между тёплыми и холодными регионами становится меньше. Следовательно, уменьшается и сила, воздействующая на антициклоны и циклоны и помогающая «рассасывать» такую блокирующую ситуацию, какую мы испытываем сегодня».
*