Скоро систему высшего образования в России постигнут важные изменения. Диплом о высшем профессиональном образовании можно будет получить в колледжах, институтах и университетах, а академий среди вузов больше не будет.

Министерство образования и науки подготовило проект закона об изменении классификации вузов и правил поступления в институты и техникумы, пишет Examen.ru. Теперь колледж будет предлагать программы бакалавриата, институты будут выдавать дипломы бакалавра и специалиста, а в университетах будут обучать по программам всех уровней, включая магистратуру, а также готовить научные кадры.

Юлия Платонова, руководитель отдела по работе с абитуриентами и выпускниками Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, считает эти изменения логичными и закономерными. «Для абитуриентов изменения в классификации вузов мало что изменят, однако они позволят лучше структурировать систему высшего образования в России, в частности, посредством выделения трех уровней высших учебных заведений — колледжей, институтов и университетов. Институт, таким образом, займет более четкую позицию в системе высшего образования. Кроме того, повысится престиж колледжей, — отмечает она. — Предпринимаемые изменения потребуют большей самостоятельности и осознанности выбора от абитуриента при выборе вуза для поступления — более четкого представления о своих профессиональных целях, устремлениях, амбициях».

Декан факультета довузовского образования Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономики Татьяна Анисовец не видит особых новшеств в законопроекте. «По сути, они не вносят каких-либо существенных изменений в существующую ситуацию. Разве что «уход» академий как вида высших учебных заведений. Однако академии в нашей жизни появились не так уж давно, в 90-е годы большинство вузов были именно институтами, — говорит она. — Единственное, новшество, которое несет в себе законопроект, состоит в переходе ко всеобщему бакалаврскому образованию и конкурсному магистерскому, по аналогии с ранее существовавшей всеобщностью общего образования и конкурсным высшим образованием».

При этом заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Вера Данилина сомневается в необходимости оставлять специалитет наряду с бакалавриатом и магистратурой.

«Не являясь ярким сторонником последней реформы высшего образования, я все же вижу определенные плюсы в системе «4+2». В первую очередь, эта модель позволяет студенту сменить направление обучения, предоставляет возможность для получения междисциплинарного образования, развития новых профессиональных навыков, более раннего профессионального становления», — говорит эксперт.

По мнению Веры Данилиной, российские работодатели и так насторожено относятся к бакалаврам, как к «недоученным» специалистам, а предлагаемые изменения это только усугубят. «Безусловно, это восприятие будет меняться, однако не столь быстро, как нам хотелось бы. Образование — инерционная среда, и уже проведенные масштабные преобразования, связанные с переходом на модель «4+2», требуют времени для формирования адекватного восприятия в обществе и определения контуров подготовки бакалавров. Предложенный законопроект обратит это движение вспять», — подчеркивает эксперт из ГУ-ВШЭ.

Законопроект вызывает и ряд юридических вопросов. «Готовящийся проект закона, либо форма его представления в приведенной новости содержат ряд противоречий и нестыковок с действующим законодательством. К примеру, число направлений, по которым в действующем законодательстве оставлена возможность подготовки специалистов, очень невелико, в связи с чем институт не сможет одновременно осуществлять подготовку по программам бакалавриата и специалитета. Получается, что большинство вузов либо станут колледжами (на сегодня ССУЗ), либо университетами? Это явный нонсенс, — удивляется Татьяна Анисовец. — Далее, высшее образование и сегодня уже представлено бакалавриатом, магистратурой и специалитетом, вузы и сегодня предлагают программы среднего профессионального образования — в чем здесь заключается нововведение? Если появится новый вид вузов — колледж, то каков будет состав средних специальных учебных заведений?»

Вера Данилина опасается сложностей выстраивания программ бакалавриата без ясного понимания перспективы второго этапа для институтов, где не будет магистерских программ. «В целом, принятие нового законопроекта, с одной стороны, предоставит университетам большую свободу в выстраивании разнообразных образовательных траекторий, с другой стороны — в связи с ограничением прав на подготовку магистров приведет к необходимости серьезного переосмысления содержания магистерских программ, следствием чего может стать нарастание разрыва в качестве подготовки между университетами и институтами», — отмечает эксперт.

09.08.10 17:59

Финам.инфо ссылка на статью

*