Элла Памфилова для «Новой»: «Я жила между молотом и наковальней»
Пока Элла Александровна не готова называть конкретные причины своего ухода. Слишком многое зависит от назначения нового главы совета. Однако прокомментировать ситуацию согласилась:
В пятницу глава Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ Элла Памфилова подала прошение об отставке. Президент отставку принял. Сейчас решается вопрос о назначении новой кандидатуры на это место.
— О причинах ухода двумя предложениями не расскажешь, да и не готова я сейчас обнажать душу… Просто уже длительное время я себя ощущаю не как посредник между властью и оппонирующими ей правозащитниками, а как будто между молотом и наковальней. Этот накал и давление, когда стало сложно работать так, как я себе представляю, и оказались последней каплей…
Конечно, в определенной степени здесь сыграли и события, связанные с правом граждан на митинги. Совет всегда занимал жесткую позицию в этом вопросе. Совершенно недопустимо, когда гарантированное Конституцией право постоянно нарушается. Это сугубо политический вопрос, дело здесь не в милиции, они исполнители, дело в тех людях, которые дают санкцию на подобные действия. А травля Владимира Лукина вообще никакой логике не поддается, омбудсмен просто публично потребовал расследовать действия милиции, а в ответ получил наезд со всех сторон, только ленивый не оттоптался. Мы даже приняли обращение в поддержку уполномоченного.
Что касается «Наших» и иже с ними, то не сами они по себе, а тот мутный поток, в котором плавает эта мелкая рыбешка и который становится все более мощным и все более мутным, — вот что меня тревожит. Мутный поток — как тенденция, смывающий на своем пути все разнообразие видов, еще живых, но уже едва… Это только на первый взгляд кажется понятным, кто его формирует, а на самом деле все гораздо запутаннее и сложнее…
Надеюсь, мой уход не напрасен. Надеюсь, что смещение «баланса» в сторону «ястребов», которое произошло, подвигнет власть на расширение, укрепление и развитие демократической составляющей. Реальной, без имитации. То, без чего ни о какой модернизации не стоит и помышлять.
Что после ухода? Пока не решила — надо отдохнуть и «вернуться к себе». Смешно, но я не готовила себе никаких запасных аэродромов, но почему-то уверена, что без серьезного дела не останусь.
Возвращаясь к Совету, могу добавить, что президент не обделял нас вниманием и диалог между нами был. Он лично читал все бумаги и обращения и честно говорил, с чем согласен, а с чем нет. Вот по закону о ФСБ мы с ним разошлись, а за большой пакет изменений в законодательство о некоммерческих организациях, который он поддержал, ему большая благодарность от НПО-сообщества. Ресурсы Совета не исчерпаны, надеюсь, он обретет второе дыхание.
***