В последнем докладе американского Национального совета по науке звучит сигнал тревоги: США утрачивают первенство в области научных исследований. Одна из причин – ужесточение после 11 сентября 2001 года визовой политики, отпугивающее иностранных ученых.

Стагнация с точки зрения количества публикаций, падение интереса со стороны иностранных ученых, ограничение федеральных бюджетных ассигнований на науку… Хотя американская наука, занимающая лидирующее место в мире на протяжении полувека, отнюдь не пришла в упадок, мировое первенство США в этой области находится под вопросом. В начале мая эксперты Национального научного фонда (National Science Foundation, NSF), американского агентства по поддержке научных исследований, забили тревогу. «Остальной мир нас догоняет», – заявил один из них, Джон Янковски.

По мнению аналитиков, Европа и особенно Азия усиливают свой научный потенциал, а США не уделяют этому должного внимания. Тревожные признаки налицо. Они фигурируют в докладе «Science & Engineering Indicators 2004», подготовленном по заданию американского правительства Национальным советом по науке (National Science Board, NSB) – органом, курирующим NSF.

Так, с 1980 года количество промышленных патентов, зарегистрированных в США, продолжает возрастать. Однако доля патентов, принадлежащих американским ученым, а не иностранцам, живущим в США, за это время сократилась и сегодня составляет лишь 52%. Ежегодное количество американских публикаций в научных журналах с 1992 года практически не увеличилось. Напротив, в Азии и Европе наблюдается противоположный феномен.

«Утверждать, что американская наука терпит бедствие, значило бы сильно упрощать картину, – сразу же оговаривается Филип Кэмпбелл, главный редактор журнала Nature. – При детальном рассмотрении индикаторов качества публикаций мы видим, что американцы пока заметно доминируют».

На их статьи по-прежнему делается наибольшее количество ссылок. Однако Филип Кэмпбелл указывает на новую проблему, ставшую притчей во языцех. Речь идет о падении интереса к США со сторона иностранных ученых, в частности индийцев и представителей других азиатских стран, которые традиционно обеспечивают высокий динамизм развития американской науки – в 2000 году 38% докторов наук, получивших дипломы в США, составляли уроженцы других стран.

Пользуясь нарастающей тенденцией глобализации научных знаний и научных потенциалов, различные регионы мира создают у себя вполне конкурентоспособные научные структуры. Вот почему, утверждают эксперты, ученые чаще, чем прежде, задумываются, стоит ли им уезжать в США. Это наиболее заметно в странах Азии, где крупные инвестиции, сделанные в научные отрасли, удерживают ученых от выезда, а тех из них, кто уже уехал, побуждают возвращаться на родину.

В свою очередь, Европа запустила свою шестую кадровую научную программу, призванную способствовать международному сотрудничеству. «Старый Свет становится все более привлекательным», – подтверждает Кристоф фон Арб, швейцарский научный консул в Бостоне.

«Но прежде всего от приезда на работу в США этих ученых сегодня отваживают препятствия административного характера», – продолжает консул. После терактов 11 сентября 2001 года американская администрация более строго относится к выдаче виз, в том числе и ученым. «Иногда тем даже приходится отчитываться за свои прежние научные исследования, чего в прошлом практически никогда не было, – добавляет он. – Директор Массачусетского технологического института подтвердил мне, что такая ситуация ослабляет притягательность США».

Бьет тревогу и Лоуренс Саммерс, директор престижного Гарвардского университета: «Признавая важность этих защитных мер, мы опасаемся, что доминирующие позиции Америки в научной сфере будут поставлены под угрозу значительным сокращением числа иностранцев, приезжающих в наши университеты». Вот цифры: в Гарварде количество заявок на получение виз среди китайских студентов сократилось на 40%. По стране в целом количество заявок на визы с 2001 года сократилось на 20%.

Наконец, ситуацию усугубляет нехватка местных кадров. Согласно «S&E Indicators 2004», США занимают 17-е место в мире по проценту студентов в возрасте 18-24 лет, получающих дипломы по научным специальностям, тогда как в 1975 году они находились на 3-м месте.

«Исторически молодые американцы всегда больше тяготели к сфере права или экономике, чем к науке. И чтобы сделать эту сферу более привлекательной, США должны увеличить оклады ученым», – считает Филип Кэмпбелл. С ним согласен Уоррен Вашингтон, президент NSB: «Мы должны активнее развивать наши национальные таланты». Парадокс ситуации состоит в том, что нынешнее хорошее состояние американской экономики порождает явную потребность в квалифицированных научно-технических кадрах.

Хотя положение нельзя назвать отчаянным (США, по-прежнему лидирующие в области науки и технологий, остаются главным мировым производителем продукции высокой технологии), эти симптомы нельзя недооценивать, предупреждают специалисты из NSB. Иначе «в 2020 году мы увидим, что способность США обновлять свои научные и образовательные системы ослабла, а пальма первенства перешла к другим регионам мира».

Le Temps Оливье Дессибур

10:59 25 мая

Переведено 25 мая 2004

InoPressa.ru

InoPressa.ru

*