Меньше чем за год после того, как в Германии стали выпускать лимонад «Wostok», продано уже более 200 тысяч бутылок нового прохладительного напитка. Для фирмы, состоящей из одного человека, это огромный успех.

Хозяина фирмы по производству лимонада «Wostok» зовут Йорис ван Велзен (Joris van Velzen). Он голландец. В 1989 году переехал в Москву, где прожил 19 лет, сейчас живет в Берлине. В Москве Йорис сначала был корреспондентом одной из голландских газет, а потом перепрофилировался и стал рекламным фотографом, каковым и по сей день остается. Висящая в московских магазинах реклама приправы Maggi — его рук дело, как и, например, реклама пива Holsten и автомобилей Hyundai с вратарем Игорем Акинфеевым. Иными словами, Йорис — профессионал рекламы и маркетинга.

Но он говорит, что ему было бы сложно всю жизнь заниматься рекламной фотографией: с возрастом человек должен либо подниматься по карьерной лестнице на самый верх, либо уходить из этой профессии. Взрослому дяде тяжело работать с новым поколением двадцатилетних арт-директоров, которые прямо сейчас всем покажут, как делаются дела.

Йорис выкатывает ящики с лимонадом из склада в Кройцберге

В 2008 году Йорис как-то сидел в берлинском кафе, пил «мальцбир» (безалкогольное солодовое пиво) и вдруг вспомнил советский напиток «Байкал» и его многочисленные поздние «римейки». «Я спросил себя: почему этого нет в Германии? — рассказывает Йорис. — Было два возможных ответа: либо потому, что немцам этот вкус в принципе не нравится и они такое пить не будут, либо потому, что идея предложить им подобный напиток еще никому в голову не приходила».

Меньше сахара и химии

Получить рецепт «Байкала» оказалось очень просто. В качестве советского ответа кока-коле «Байкал» был разработан в середине семидесятых годов в НИИ безалкогольных напитков, пивоварения и винодельческой промышленности при Академии сельхознаук имени Тимирязева. Институт предоставил лицензию на производство концентрата немецкой фирме, так что все нынешние российские производители «Байкала» именно у нее его «базовый» концентрат и приобретают. Йорис связался напрямую со штаб-квартирой фирмы в Дармштадте. Кстати, выяснилось, что бренд «Байкал» не зарегистрирован в качестве торговой марки и разные производители предлагают разные «Байкалы», имеющие разный вкус.

«Разливочная»» в Берлине

Концентрат подвергся, как говорит Йорис, «германизации», то есть адаптации к привычному вкусу потенциальных немецких потребителей. Он объясняет: «Эта германизация заключалась, в частности, в том, что напиток должен получаться менее сладким и без химических добавок. Так как немцы гораздо внимательнее читают этикетки, моя задача была — отказаться от консервантов и искусственных красителей». В результате новая версия «Байкала», которая в Германии называется «Wostok», получилась несколько светлее. Напиток имеет коньячный цвет. У этого есть несколько причин. Йорис отказался от красителя E150D, а, кроме того, решил, что если на рынке появится очередной продукт цвета кока-колы или пепси, то немцы подумают: а, еще одна кола! Он должен был отличаться и стал темно-коньячного цвета.

Подробнее: DW-WORLD.DE

DW-WORLD.DE

***