Вслед за Toyota и Volkswagen о возможности организации в России производства автомобилей задумался Nissan. На нынешней неделе делегация японского автоконцерна посетит Горьковский и Ульяновский автозаводы, а также Заволжский моторный завод. Эксперты считают, что растущий спрос на иномарки заставит компанию как можно скорее закрепиться на российском рынке.

Как сообщил «Ведомостям» источник в правительстве Нижегородской области, сегодня в Нижний Новгород приезжает делегация Nissan. А пресс-секретарь полпреда президента в Приволжском федеральном округе Сергей Новиков уточнил, что ее возглавляет Патрик Пилат — курирующий европейские операции вице-президент Nissan. Источник в региональном правительстве говорит, что делегация посетит ГАЗ, ЗМЗ и УАЗ. По его словам, организатор визита — Нижегородский японский центр (представляет интересы японских компаний в области) в своем официальном обращении к региональному правительству в качестве цели визита указал «возможное создание совместного предприятия по производству японской автомобильной техники».

Менеджер по связям с общественностью «Ниссан Мотор РУС» Татьяна Натарова подтвердила «Ведомостям» информацию о предстоящем визите. Но возможность организации производства автомобилей Nissan в России она комментировать отказалась. В головном офисе Nissan направленный «Ведомостями» в минувший четверг запрос оставили без комментариев.

В «РусПромАвто» рады интересу Nissan к своему крупнейшему предприятию — ГАЗу. «Если такой ведущий мировой производитель, как Nissan, пожелает сотрудничать с нами, мы открыты к сотрудничеству», — говорит директор департамента внешних связей «РусПромАвто» Владимир Торин. В «Северсталь-Авто» (контролирует УАЗ и ЗМЗ) от комментариев отказались.

Замруководителя департамента машиностроения Минпромнауки России Алексей Сереженкин не сомневается, что Nissan всерьез решил изучить возможность производства своих автомобилей в России. Правда, он отмечает, что пока никаких просьб от японского автоконцерна в федеральное правительство не поступало. «Визит будет разведывательным», — предполагает руководитель технического комитета Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Он отмечает, что если Nissan примет решение инвестировать в Россию, то ему придется выбирать из двух вариантов — организации СП с российским автопроизводителем или строительство собственного производства. Но о поиске автоконцерном площадки под новый завод Коровкин не слышал.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что у Nissan есть все предпосылки закрепиться на растущем российском рынке, организовав здесь свое производство. «У компании хорошо идут продажи в России», — говорит Сахнова. Она напоминает, что в прошлом году компания продала в России 9470 автомобилей, заняв по этому показателю 7-е место, а за январь — апрель этого года увеличила продажи на 70% — до 4595 автомобилей. А Вячеслав Смольянинов из «НИКойла» считает, что Nissan выгоднее организовать собственное производство, чем вступать в партнерские отношения с российскими автозаводами. А вот Наталья Загвоздина из «Ренессанс Капитала» скептически относится к вероятности организации Nissan производства в России. «Я не думаю, что их планы выльются во что-то большее, во всяком случае — в скором времени», — говорит Загвоздина.

ПРОЕКТ ПО ПЛЕЧУ: Nissan Motor Co. является вторым по величине автопроизводителем в Японии и девятым в мире. В конце 1990-х гг. компания находилась на грани банкротства. Но в 1999 г. ее акционером стал французский Renault (сейчас ему принадлежит около 45% акций Nissan) , и дела японской компании пошли в гору. По итогам 2003 финансового года (окончился в марте) производство автомобилей Nissan выросло на 10,4% до 3,057 млн штук, выручка — на 8,8% до 7,4 трлн иен ($65,6 млрд) , чистая прибыль — на 1,7% до 503,7 млрд иен ($4,4 млрд).

Екатерина Чичурина

Ведомости 24 мая 2004 №86 (1126)

Ведомости

*