Более чем в 40 городах России «несогласные» вышли на митинг в защиту 31 статьи конституции, гарантирующей право на проведение мирных собраний и шествий. Корреспондент «МК» наблюдал, как надежды оппозиции на уступки властей рушатся под натиском силовиков, задержавших более 130 человек.

Фото: gzt.ru

Ожидания перед митингом у оппозиционеров были противоречивыми. Перспектива соседства с пятитысячной толпой прокремлевцев, стычек с которыми не удалось избежать даже в ситуации траура по жертвам терактов, явно не радовала. Но кое-что позволяло надеяться на благоприятный расклад: активисты даже высказали предположение, что в этот раз обойдется без массовых задержаний. Надежды породило намерение депутатов Европарламента и Уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина присутствовать качестве наблюдателей, а также недавний разговор премьер-министра Владимира Путина с рок-музыкантом Юрием Шевчуком. Отвечая на реплику Шевчука о свободе и либерализации страны, а также на прямой вопрос — будет ли «разгоняться» «Марш несогласных в Питере», премьер ответил следующее: «Если вы решите провести «Марш несогласных» … скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, — кто из местных властей вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят! … Но это совсем не значит, что власть должна прикрываться теми вещами, о которых я говорил, и создавать невозможные условия для проявления свободы слова». При этом Путин согласился, что в этой ситуации «очень много лицемерия» — местные власти «забивают все площади всякими каруселями в этот день». Некоторые расценили реакцию премьера как сигнал чиновникам на местах допустить проведение акций, или, по крайней мере, реагировать на них как можно мягче.

Впрочем, уже на следующий день пресс-секретарь премьера поспешил разъяснить слова премьера. «Слышны даже призывы, выходить на акции, поскольку Путин разрешил, и никого трогать не будут. Ничего подобного, Путин ничего не разрешал, потому что он не может разрешать, это делают местные власти», — заявил Дмитрий Песков.

Таким образом, у местных властей осталось пространство для интерпретаций высказываний премьера, а значит и для маневра в отношении «несогласных». Можно согласиться по факту, что вечные совпадения их акций с очередными «народными гуляниями» — лишь повод для ограничения свободы собраний – и попробовать договориться с организаторами акции. А можно сохранить согласовательную мину в запретительной игре и снова натравить на демонстрантов спецорганы.

Подробнее: МК.ru

МК.ru

***