Что тибетцу хорошо, то для других — просто смерть. И тут нет никакого преувеличения. Тибетцы от природы приспособлены к жизни в условиях высокогорья, а прочие от этой заоблачной высоты начинают, как рыбы, судорожно ловить ртом воздух, у них происходит кислородное голодание — гипоксия, зашкаливает концентрация гемоглобина и проявляются другие симптомы высотной болезни. А с ней шутить не стоит. Смертельный исход случается у заболевших ею не так уж и редко.

А жителям Тибета все нипочем, им не страшен «ни вал девятый, ни холод вечной мерзлоты». Они, действительно, жители той широты, точнее высоты, отлично существовать на которой приспособились с помощью «особых» генов. Их у жителей Цинхай-Тибетского нагорья, где средняя высота 4000 метров над уровнем моря, обнаружили американские ученые из штата Юта и исследователи из китайского Цинхайского университета. На открытие их натолкнул простой интерес, почему у местных жителей-тибетцев концентрация гемоглобина сохраняется на относительно низком уровне. В чем секрет?

Как рассказывает авторитетный журнал «Сайенс», при проведении исследований 31 тибетца из Цинхай-Тибетского нагорья было обнаружено, что их гены ЕГЛН1 и ППАРА отличаются от аналогичных у других жителей Китая. Эти своеобразные генетические особенности помогают тибетцам сдерживать повышение гемоглобина в крови и успешно адаптироваться к жизни в высокогорье. Открытие ученых, сделанное в рамках международного проекта «Геном человека», послужат созданию генетического банка китайской нации. А еще оно поможет найти панацею от гипоксии и «высотной болезни», с которой, как уже говорилось, шутки плохи.

АМИ-ТАСС ссылка на статью