(Le Monde) Подписанное российскими кинематографистами письмо «Нам не нравится» не связано с показом «Утомленных солнцем-2» в Каннах; оно направлено не столько против человека, сколько против системы и стиля руководства, существующих в России в кино и не только.

Ситуации, сложившейся в российском кино, посвящена статья политолога и специалиста по России Сесиль Весье в Le Monde. Подписанное российскими кинематографистами заявление под заголовком «Нам не нравится» «абсолютно не связано с показом «Утомленных солнцем-2″ в Каннах; оно направлено не столько против человека, сколько против системы и стиля руководства, существующих в России в кино и не только», подчеркивает Весье.

«Действительно, многие деятели кино в Москве и Санкт-Петербурге терпеть не могут Никиту Михалкова, не имея возможности, умения и воли противостоять ему. Они не любят его еще и потому, что Михалков принадлежит к одной из самых богатых, могущественных и официально признанных семей в советской культуре. Французы сегодня, похоже, осознали, что кинорежиссер — приближенный Путина. Да, это так, но это — семейная традиция! Его отец, Сергей Михалков, автор советских гимнов 1944 и 1977 годов и российского гимна 2000 года, угождал всем советским руководителям, начиная со Сталина (…). Члены семьи Михалкова были также в прекрасных отношениях с КГБ и обладали правами и привилегиями, в которых другим было отказано», — пишет Сесиль Весье, подчеркивая: «Это ни в коем случае не умаляет действительно имеющийся у Никиты Михалкова талант актера и режиссера», что признают даже те, кто сегодня обвиняет его.

«То, что происходило в Союзе кинематографистов на протяжении многих лет и сегодня вырвалось на поверхность, — это, прежде всего, одна из тех «вертикалей», создание которых передает суть внутренней политики Владимира Путина после 2000 года. Хочется думать, что речь идет о пересмотре отношений кино и власти в России», — пишет автор статьи.

Вот уже 25 лет этот Союз кинематографистов является индикатором возникающих в России тенденций, продолжает автор статьи. В мае 1986 года Пятый съезд Союза ознаменовал истинное начало перестройки: большинство кинематографистов из Москвы и Санкт-Петербурга выступали за перемены и демократизацию в кинематографе, тогда как Никита Михалков встал на сторону деятелей советского кино, добившихся успеха за счет карьеризма и преданности руководству партии. Тогда Михалкова отвергли, и «демократам» пришлось за это поплатиться, пишет Весье.

В последующие годы Никита Михалков практически не участвовал в общественных дебатах и бурлящей артистической жизни, снимая фильмы, которые показывались в основном на Западе, «где он стал олицетворением российского кино и «русскости», во многом выдуманной», подчеркивает автор статьи. В 1998 году кинематографисты, измученные и сбитые с толку переменами, избрали главой Союза «ниспосланного провидением» Михалкова, который обещал решить все их проблемы. Спустя несколько месяцев был снят «Сибирский цирюльник», где Михалков — и многие россияне сочли это символичным — сыграл царя Александра III. Вскоре появился еще один «ниспосланный провидением» человек, собиравшийся спасти всю Россию, — Владимир Путин. «Крайне реакционно настроенный Александр III пересмотрел многие щедрые реформы своего отца, «царя-освободителя» Александра II. Путин пересмотрел меры, с помощью которых Ельцин дал российскому обществу свободу слова, выражения и предпринимательства», — пишет издание.

Никита Михалков предварял и сопровождал путинскую реакцию сумбурными философско-политическими заявлениями, утверждая, что русские «генетически обречены» не чтить закон, а должны чтить Бога. «Запад усмотрел в этом выражение «загадочной славянской души» и столь же загадочной «вечной Руси». На самом же деле режиссер отказывает российскому обществу в правовом государстве (…) и оправдывает союз «власти, Православной церкви, КГБ и олигархов», венчающий «вертикали», созданные господином Путиным. Именно против применения этой системы в кино выступают подписавшие письмо «Нам не нравится».

После «Сибирского цирюльника» Никита Михалков снял «12», оду российским спецслужбам, «55», пропагандистскую короткометражку, посвященную дню рождения Владимира Путина, и «Утомленных солнцем-2» — совершенно провальный в художественном, техническом и коммерческом отношении проект, отмечает газета. «Кроме того, в рамках своей общественно-политической деятельности кинематографист возглавил Общественный совет при Минобороны, теоретически призванный служить олицетворением общественного контроля над деятельностью министерства. В действительности этот совет, как и другие подобные ему, является порождением Кремля и позволяет оттеснить слишком независимые и критически настроенные НКО. Такова роль Никиты Михалкова в некинематографической «вертикали». И режиссер не скрывает, что в его распоряжении есть джип министерства обороны, оборудованный мигалкой и ездящий по «встречке» на московских улицах, где движение особенно интенсивно. Сейчас многие россияне возмущаются этими «элитами» с мигалками, которые считают себя вправе нарушать все правила дорожного движения. И вновь возмущение направлено против системы и стиля управления, существующих в России на дорогах и не только. Так что протест кинематографических кругов против Никиты Михалкова свидетельствует о всеобщей неудовлетворенности и даже раздражении в стране. Это им не нравится!» — так завершает свою статью Сесиль Весье.

Источник: Le Monde

InoPressa.ru ссылка на статью

*