Юрия Никишина называют «дедушкой самарской демократии». Звание это не ироническое, а скорее – уважительное. Что, впрочем, неудивительно: Юрий Александрович в политике с перестроечных времен. Участвовал в знаменитом «антимуравьевском» митинге на площади Куйбышева в 1987 году, выступал против ГКЧП в 1991-м. Уже более десяти лет Юрий Никишин работает методистом в городском общественно-политическом центре, активно участвует в работе общественной ассоциации «Голос».

Самарские политики по-разному относятся к персоне Никишина. Но все едины во мнении: Юрий Александрович в политических коллизиях разбирается как опытный политолог, хотя основная его профессия – врач. Беседа с Юрием Никишиным началась с вопроса-экспромта.

-Юрий Александрович! В последнее время приходится слышать из Ваших уст критику самых разных властей – и федеральных, и губернских, и городских. С чего вдруг власти попали в немилость?

-Как только начинается какой-то разговор, я всегда оппонирую собеседникам: зачем вы заявляете, что я слово в слово повторяю мысли Олега Сысуева и Егора Гайдара? Я отвечаю – у меня телевизора давно нет, я его смотрю очень редко. Олега Николаевича в бытность его мэром Самары я слушал немного, Гайдара, конечно, читал. Каждый из нас – Гайдар, Сысуев, Никишин – говорит то, что думает. То, что он выносил в себе. А как бы велик и могуч и свободен не был русский язык, все равно в какие-то десятки тысяч слов определенных при подборе укладываешься. И поэтому, если мы одинаково мыслим, думаем и идеологически близки, то, конечно, и наши выступления будут похожи. Это естественно.

-История с двумя самарскими горизбиркомами, с желанием жителей При-брежного стать самарцами. Это что – знаковые события накануне выборов в Городскую Думу?

-С избиркомом ситуация уже разъяснилась. И помог в этом ЦИК. Я присутствовал на первом заседании суда, где разбирался иск депутатов Деминой и Анисимова, в котором они говорили о незаконности создания избиркома-1. Того, который возглавил Сергей Никологорский. В Городской Думе у нас есть два с половиной депутата, — как говорим мы, хронографы современной Самары. Это, конечно же, известная своей оппозиционностью к любым действиям городской администрации Алла Демина, обиженный когда-то заместитель председателя Думы – Михаил Анисимов, и есть еще Петр Петров, который в некоторых моментах тоже оппозиционируется по отношению к власти. А остальные пятнадцать человек занимаются принятием законов. Городскую Думу многие обозреватели называют «карманной Думой».

Это справедливо лишь отчасти. Следует подумать и внимательнейше посмотреть на кандидатуры будущих депутатов. Тех, что намерены пойти на июльские выборы. Уверяю вас, среди них полно людей далеких от политики, но тем не менее, идущих во власть. С тем, чтобы уже во власти, заняв депутатские кресла, лоббировать свои узкие интересы. Ситуация у нас архитрагическая. Все говорят: надо сократить расходы на содержание Городской Думы. Надо сделать ее подешевле. Самарцы не понимают, что дешевой власти не бывает. И необходимые затраты на содержание тех же депутатов, они сторицей потом окупаются. Скажите, пожалуйста, что же это за Дума, в которой 17 человек на миллион с лишним самарцев? У нас ведь в Самаре только одних избирателей свыше 950 тысяч человек! И у нас всего 17 депутатов! В то время как в Костроме там 75 депутатов!

У нас даже после предложенного удвоения численного состава Думы остается всего 35 депутатов. Теперь представьте – в небольшом, относительно Самары городе От-радном, в совете представителей 13 человек. По 9-10 человек – в сельских районах. И во-семнадцать человек в Самаре, в городе — «миллионнике»! Причем, когда говорят: «вот если у нас депутаты будут освобожденные, так им надо зарплату выплачивать», у нас на 17 депутатов всего трое работают на освобожденных началах. А все остальные – совмещают работу с депутатской деятельностью.

Мне кажется, нужно удваивать и даже – утраивать численный состав Городской Думы. От увеличения числа депутатов город только выиграет. Если, конечно, депутаты будут заниматься реальными делами на благо простых людей. Я, например, выступаю за то, чтобы депутаты всех уровней были «освобожденными». Может быть, мысль покажется дерзкой, но, тем не менее, – по моему мнению, освобожденный от основной работы народный избранник получит гораздо больше времени заниматься выполнением наказов избирателей.

-С чем Самара приходит к июльским выборам в Городскую Думу?

-С тем, что есть. Идет борьба за власть. Пусть меня извинит Олег Николаевич Сы-суев извинит, но никогда ни один градоначальник столицы губернии не будет жить в ладах с губернатором. Это просто исключено, это ненормально. Потому как в Самаре живет треть населения губернии, потому нужно как минимум треть того, что есть в губернии отдать Самаре. Тут начинается дележ губернского бюджетного пирога. Губернатор сразу же заявляет Главе Самары – у меня есть Шентала, Исаклы, у меня есть Октябрьск – им тоже нужны постоянные субвенции, дотации, отчисления. Им надо жить!

Если бы Клявлинский район в свое время не получил финансирование из областного бюджета, никаких бы очистных сооружений у них не было. Расхождение в распределении средств областного бюджета между Самарой и другими городами губернии будет всегда. Но когда это идет по принципиальным моментам и когда учитываются интересы и той, и другой стороны – администрации города Самары и Правительства самарской области, это одно. А когда идет просто рвачество разных чиновников, и не принимаются никакие тезисы и аргументы, это другое. В позапрошлом году Самаре недодали 750 миллионов рублей. Поэтому эта борьба между региональной властью и муниципалитетом она приняла довольно нецивилизованные формы. Когда драка идет между двумя администрациями, между двумя избиратель-ными комиссиями – вот это все может привести самарскую политику в кризис. Решение всегда принимает народ. Которого наша любимая в кавычках, власть, любит называть некрасивым, почти ставшим ругательным словом «электорат».

-В ходе предстоящих выборов в Городскую Думу следует ожидать появления новых лиц на политическом Олимпе?

-Если они и будут, то скорее всего – из числа тех, кого мы называем бизнес-элитой. Естественно, возможно «политическое воскрешение» фигур, которые последние несколько лет избегали всяческих политтусовок. Не буду называть фамилии, потому что пройти в Городскую Думу таким людям будет малореально. Также в Самаре есть политики-скандалисты, которые существуют за счет скандалов вокруг собственного имени. Они выдвигаются на любых выборах, лишь бы поучаствовать. Мне кажется, сейчас в Самаре идет активное формирование новых политиков. Некоего молодежного крыла, правда, еще чет-ко не вырисовались его политические пристрастия. Но это новое поколение гораздо амбициознее и жестче, чем сегодняшние политики. Поэтому, мне кажется, именно молодежь может составить главную конкуренцию уже действующим депутатам в этом предвыборном марафоне. Плюс, конечно, нельзя не учитывать влияние средств массовой информации. Которые непременно станут разыгрывать разные пиар-акции в интересах того или иного кандидата.

-В нашем городе, как известно, ассоциация «Голос» занимается контролем за ходом выборов. В июле «Голос» тоже проведет мониторинг ситуации?

-Ассоциация за права избирателей «Голос» намерена следить за ходом выборов в Городскую Думу. Мы будем прежде всего, контролировать законность во время голосования. Ведь не секрет, что отдельные кандидаты в депутаты используют ради победы на выборах и собственный административный ресурс – если, к примеру, будущий депутат руководит каким-нибудь крупным предприятием или учреждением, или просто покупают избирателей, суля им по выходу с участка для голосования разные подарки. Самое важное, и мне кажется, главное – чтобы в Думу прошли грамотные люди, патриоты Самары. Те, кто сделает город настоящей столицей губернии. Этого я желаю всем нам. Поэтому, пусть и прозвучит шаблонно – помнится, этот слоган использовал в своей избирательной кампании Борис Ельцин, но, тем не менее, – голосуй сердцем!

-Благодарю вас за интересную беседу!

Беседовал Святогор Мишин

*