Сигару Фиделя Кастро докурила русская девушка ("МК")
Сначала понюхай перилью. Что чувствуешь? В носу щиплет? Ничего, теперь обрежь шапочку, только аккуратнее, чтобы лист не размотался. Теперь поджигай. Главное, чтобы огонь был без запаха. Держи ее под углом девяносто градусов и крути в одну сторону. Теперь отведи от огня и потряси. Нежнее. А теперь можешь отпить коньяк и затянуться.
Мой первый в жизни урок курения сигар преподала мне девушка. Женщины среди специалистов по сигарам — явление более редкое, чем снег в июле. Катя Пономарева — исключение из правил. В марте этого года на далеком Острове свободы прошел международный конкурс среди фумелье (от французского fumer — курить). Главной сенсацией конкурса, о которой говорили все местные газеты и телевидение, стала Катя — первая девушка среди участниц за всю историю мероприятия (профессия ведь традиционно мужская). Еще больший фурор произвело то, что дебютантка заняла пятое место, уступив хозяевам-кубинцам одно очко.
Глотнув горьковатый ароматный дым (только не в затяг!), я чуть не закашлялась. Со второй попытки получилось лучше. Незнакомый вкус табака немного опьянил, и по всему телу разлилась приятная расслабляющая волна.
— Это потому, что ты не куришь, — пояснила Катя. — Опытный курильщик такого кайфа не испытывает, зато быстро распробует сигару, определит качество табака и тягу.
Я понимающе киваю, ведь Катя, как никто другой, знает толк в папиросах из цельного табака.
— На Кубе сигары курят даже старушки, — рассказывает Катя, покручивая в руках коричневую торпеду с золотым ободком. — Но женщин-фумелье почему-то нет, хотя одну из самых крупных и старейших сигарных фабрик “Эль Лагито”, производящую сигары марки “Коиба”, любимые “гаваны” Фиделя Кастро, возглавляет женщина. Сейчас сигары этой марки стали доступны широкому кругу.
* * *
В прошлом году Катя выиграла российский конкурс фумелье. Высокая блондинка с сигарой, точно ответившая на сложные вопросы и безошибочно определившая сорта 15 сигар на глаз, не могла не покорить членов жюри (среди которых были мэтры и с Кубы). В качестве приза Кате досталась обязанность: представлять Россию на конкурсе в Гаване.
Конкурс состоял из нескольких частей: в первой проверялись теоретические знания. Во второй — нужно было раскурить сигару и презентовать ее клиенту.
Правильно обрезать сигару — целая наука. Срез должен быть аккуратным и точным. Торпеду, например, нужно обрезать не с самого кончика, а чуть подальше, а сигары с круглой шапочкой — ровно по шапочке. Раскурить сигару необходимо так, чтобы она загорелась равномерно, а не вспыхнула, как спичка, и при этом не закоптилась. Зажигать необходимо только в верхней части пламени. А курят ее до конца, или пока она не начнет обжигать пальцы. Сигару не тушат, а оставляют умирать.
Катя поразила жюри тем, что раскурила сигару с помощью веера.
— Я предложила судьям редкую сигару “Боливар Роял Корона” и армянский коньяк “Царь Тигран” 30-летней выдержки. Во время курения эта сигара сначала пряная на вкус, потом в ней появляются фруктовые нотки.
Перед тем как презентовать сигару и напиток, я по старой кубинской традиции вылила немножко алкоголя на пол, — заканчивает Катя и медленно выпускает клубы голубого пахучего дыма. — Кстати, знаешь, кто придумал бумажный бант для сигары? Англичане. Чтобы курильщики не пачкали белые перчатки, наслаждаясь курением. А теперь сигарные банты — гордость коллекционеров.
* * *
“Сначала Бог создал мужчину, потом — женщину. Потом ему стало жалко мужчину, и он дал ему табак” — так утверждал Марк Твен, выкуривавший до сорока (!) сигар в день. Сейчас уже и не вспомнить, когда появились первые сигары.
— Профессия фумелье появилась практически вместе с сигарами, — продолжает Катя. — Зародилась она в Англии и во Франции, когда туда попал табак, примерно в XVII веке. В те годы в салонах было модно курить изделия из табака, напоминающие сигары. На Кубе фумелье — специальность престижная, поэтому чемпионаты среди лучших из них проходят под патронажем Фиделя Кастро.
Мода на сигары достигла апогея в двадцатые годы. Потом популярность этих элитных табачных изделий стала падать, а в 80-х годах ХХ века курение вновь пережило бум. Но сигары закурили не маклеры и банкиры, а кинозвезды и плейбои. А хьюмидор (коробка для хранения сигар) с дорогими сигарами в кабинете стал признаком благополучия хозяина.
— Я сама попробовала сигары лишь год назад. Тогда и появилась идея сигарного салона. Это первое подобное заведение в Москве, с сейфами-хьюмидорами, ключи от которых есть только у хозяев сигар.
Умение сочетать сигару и напиток, рассказать о сигарах то, чего не найдешь ни в какой энциклопедии, ценится очень высоко. Фумелье обязательно должен знать, каким временем располагает клиент, чтобы знать, какой формат сигары предложить. Время курения зависит от калибра сигары. Например, барон Ротшильд был так занят, что на любимые сигары у него оставалось не более получаса. Специально для него был подобран формат, который называется робусто.
* * *
Что объединяет Клинтона, Черчилля, Хемингуэя, Бисмарка и Нетаньяху? Конечно, сигары. Клинтон познакомился с Моникой благодаря ее желанию попробовать сигару президента. Намек более чем двусмысленный. Эти дегустации закончились скандалом и указом о запрете курения в Белом доме и выносе пепельниц из президентской резиденции. Соратники британского премьер-министра в своих мемуарах пишут, что сэр Уинстон Черчилль мог выкуривать до 12 сигар в день. Говорят, Черчилль даже заказал себе специальную кислородную маску, позволяющую ему наслаждаться сигарным дымом в негерметизированном самолете во время Второй мировой войны.
— А как же здоровье — тебе его не жалко?.. — спрашиваю я, отложив сигару, которая начинает горчить, в сторону.
— Знаешь, я могу привести много доводов в пользу сигарокурения. Во-первых, листья табака проходят тщательную обработку, и все вредные вещества из них высушиваются и выветриваются. Во-вторых, сигары курят не в затяг, а все любители табака живут долго, взять хотя бы Черчилля.
— Как мужчины реагируют, когда видят тебя с сигарой?
— По-разному. Одних это отталкивает, других — наоборот, притягивает. Но чаще это вызывает интерес. В одной кофейне, когда я закурила сигару, компания мужчин за соседним столиком развернулась в мою сторону и следила за процессом, пока сигара не погасла.
Московский Комсомолец
от 22.05.2004
Марина ВЕЛИКАНОВА
*