Обама, посетив штат Луизиана, назвал разлив нефти «беспрецедентным по масштабам экологическим бедствием» и возложил вину на британский нефтяной концерн ВР. Эксперты указывают, что в конечном итоге последствия будут зависеть от длинного списка взаимосвязанных переменных, включая погоду, океанические течения, свойства нефти и удачу или провал неистовых усилий специалистов.

Утечка нефти в Мексиканском заливе — плохая новость, никто не спорит, пишет The New York Times. Но так ли это ужасно? Некоторые эксперты уже предсказали апокалиптически мрачные картины: тысячи миль не подлежащих восстановлению заболоченных участков и пляжей, прекращение рыболовства на несколько сезонов, гибель наиболее уязвимых видов и отраслевой экономический упадок на десятилетия. Некоторые ученые предположили, что нефтяное пятно может попасть в круговое течение залива, что посеет хаос на атлантическом побережье.

Однако в понедельник ветер отогнал нефтяное пятно в сторону, подальше от течения, так что худшие последствия утечки еще не дали о себе знать, сообщает издание. И, если усилия по устранению последствий принесут хотя бы частичный эффект и погода окажется благоприятной, худшего можно будет избежать.

«Небеса не обрушились, — утверждает Квентон Доккен, морской биолог и исполнительный директор Фонда Мексиканского залива, природоохранной организации из Техаса. — Мы, конечно, влипли, и будем пытаться выбраться, но Мексиканскому заливу еще не пришел конец. Залив чрезвычайно жизнеспособен, но мы должны всегда спрашивать себя, как долго мы можем наносить ему такие травмы, а он будет оправляться от них. Как ученый, я должен сказать, что просто не знаю».

Луизиана готовится к новой экономической и экологической катастрофе, пишет Les Echos. Вчера американские власти наложили 10-дневный запрет на рыболовство в загрязненной нефтью зоне Мексиканского залива. Рыбаки Луизианы, ежегодно получающей 3 млрд долларов от рыболовства и поставляющей на рынок треть всех потребляемых в США морепродуктов, уже подали коллективный иск против BP, Transocean (владельца платформы) и Halliburton Energy.

Тем временем под прямой угрозой оказалась вся экосистема дельты Миссисипи, где обитает множество водоплавающих птиц. Ранее ураган «Катрина» уничтожил почти 90% устричных ферм на побережье около Нового Орлеана, сообщает корреспондент Пьер де Гаске. Один из основных источников доходов Луизианы — энергетический сектор, там расположено несколько нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, на побережье штата находятся 5 из 13 главных американских портов.

Издание напоминает, что спасатели были вынуждены отказаться от попыток «контролируемого» поджога нефтяного пятна из-за погодных условий. По мнению некоторых экспертов, этот метод борьбы с бедствием мог стать еще более губительным для окружающей среды, чем само пятно.

По словам президента США Барака Обамы, посетившего вскоре после взрыва в Мексиканском заливе плавучей буровой платформы Deepwater Horizon штат Луизиану, катастрофа, по всей вероятности, станет «беспрецедентным по масштабам экологическим бедствием». Как пишет Sueddeutsche Zeitung, Обама подчеркнул, что в разливе нефти виноват британский нефтяной концерн ВР, владелец буровой платформы, и именно ВР за него заплатит. Под растущим давлением со стороны администрации США концерн занят поиском новых способов остановить распространение нефтяного пятна.

По самым пессимистичным прогнозам, ежедневно из трех пробоин, образовавшихся в результате взрыва, в залив может выливаться до 15 млн литров нефти. Работы по предотвращению дальнейшего разлива нефти могут растянуться еще месяца на три. До сих пор крупнейшей подобной катастрофой считалась авария танкера Exxon Valdez у побережья Аляски в 1989 году: тогда в океан вылилось около 40 млн литров нефти.

«Примечательно, что до сих пор кризисный менеджмент Белого дома не вызвал критики со стороны республиканской оппозиции», — замечает немецкий журналист.

Руководство British Petroleum возлагает основную вину за экологическую катастрофу в Мексиканском заливе на швейцарскую компанию Transocean, пишет La Stampa, однако заверяет, что берет на себя все расходы по очистке и обязуется выполнить «любое законное и объективно поддающееся проверке требование по возмещению потерь и ущерба, связанных с загрязнением морских вод». Автор статьи подчеркивает, что компания Transocean, которая построила взорвавшуюся нефтяную вышку, владеет ею и управляет работами на ней, пользуется в нефтедобывающих кругах печальной славой по причине неоднократных инцидентов на принадлежащих ей объектах.

Между тем специалисты пытаются найти решение проблемы. Предлагается создать цементный колокол для того, чтобы сдерживать поток нефти и откачивать ее на поверхность. Второй вариант, более перспективный, но более трудоемкий — бурение параллельной скважины, чтобы можно было контролировать основную. Британские эксперты рассматривают вариант применения растворителей в местах, где нефть выбивается из поврежденной скважины.

«В дельте Миссисипи уже регистрируются первые свидетельства ущерба, нанесенного окружающей среде: на пляжах между заливом Сент-Луис и Билокси обнаружены 20 мертвых морских черепах, которые принадлежат к исчезающему виду. Как кажется, они не контактировали с нефтяным пятном — вероятнее всего, они съели зараженную рыбу», — пишет издание.

Италия прекращает бурение, проводятся проверки систем безопасности, пишет другая итальянская газета, La Repubblica. В среду состоится заседание кабинета министров с участием представителей компаний, занимающихся добычей нефти у берегов Италии, Eni и Edison.

Чтобы успокоить население, министр экономического развития заявил, что в Италии бурение в прибрежной зоне происходит на глубине до 200 метров — это не 1500 м, как в Луизиане. Кроме того, за последние 50 лет у берегов Италии не было ни одного инцидента, связанного с деятельностью добывающих компаний.

Курирующий вопросы экологии в Демократической партии Эрмете Реалаччи напомнил о том, что после катастрофы в Лигурии танкера The Haven удалось взыскать компенсацию в размере 70 млн евро: «Это смешная цифра, потому что итальянское законодательство в этой сфере абсолютно ненадлежащее. Ущерб, нанесенный побережью Луизианы, составит около 100 млрд евро, — утверждает он и добавляет: — Если подобная катастрофа нанесет удар по нашей стране, то никто платить не будет».

InoPressa.ru ссылка на статью

***