5 февраля в министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области прошло первое в этом году заседание Экологического совета под председательством Сергея Саксонова (заместитель директора Института экологии Волжского бассейна РАН). В работе отчетного и одновременно установочного на год совещания принял участие министр Дмитрий Азаров.

На суд экспертной коллегии (в её состав входят представители 33 общественных экологических организаций, уполномоченных природоохранных органов, ВУЗов, промышленных предприятий) представили проект регионального закона «О зеленых насаждениях Самарской области». Работа над документом в министерстве началась в 2009 году после анализа ситуации с озеленением территорий губернии и многочисленных жалоб жителей на незаконные вырубки во дворах и рекреационных зонах внутри населенных пунктов. Особенно остро эта проблема обстоит в г.о. Самара.

«Мы поняли, что в некоторых городах и районах необходимо защищать зеленые насаждения от самих глав администраций, — отметил Дмитрий Азаров, — по данному законопроекту нужно провести инвентаризацию, полный учет зеленых насаждений и в этой части ответственность лежит на администрациях. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что не можем доказать, что зеленые насаждения были снесены. Нарушение совершается за 15 минут, а расследование по нему до вынесения судебного решения занимает полгода и больше. Вот яркий пример, буквально вчера было принято судебное решение о сносе кафе на самарской набережной, установленном на газоне. Представляете, выявлено нарушение было летом, и только вчера мы добились решения».

Изучить проект закона члены экологического совета могли на официальном сайте министерства. «Этот нормативный акт расставит всё на свои места, — прокомментировал проект председатель совета Сергей Саксонов. — Главное он прописывает ответственность за уничтожение наших скверов и парков. Сейчас задача — сохранить то, что есть, потому что наши города становятся каменными джунглями — это неправильно. Проект закона новый, не знаю подобных в других Субъектах Федерации, но в Московской области он существует уже много лет».

Разработанный документ четко регламентирует деятельность глав территорий и хозяйствующих субъектов в вопросах использования, защиты, сохранности, восполнения и вырубки зеленого фонда, расположенного в границах населенных пунктов. Основными новеллами законопроекта являются: введение обязательного учета зеленых насаждении и формирование «зеленого» реестра, установление нормативов озеленения территории на одного человека, утверждение ограниченного списка разрешенных случаев ликвидации зеленых насаждений, применение компенсационной стоимости и высадки компенсационного зеленого фонда в случаях сокращения установленного норматива. Еще одним важным пунктом законопроекта запрещается «использование химических реагентов и солесодержащих смесей на внутренних автомобильных и пешеходных дорожках (независимо от типа покрытия), проходящих по озеленённым территориям». Ответственность за сохранность деревьев, кустарников, газонов и порядок в зеленом фонде населенных пунктов несет глава муниципального образования.

Общественная экспертиза инициатив исполнительного органа для министерства является важной составляющей. Только в результате обсуждения проекта с жителями губернии и независимыми специалистами документ получится по-настоящему «работающим». Так, в начале 2009 года именно Экологический совет первым обсудил и внес свои предложения в областную целевую программу в сфере обращения с отходами, впоследствии принятой Правительством Самарской области, сообщает Департамент по информационной политике и связям с общественностью аппарата Правительства Самарской области.

*