23 апреля Самарский академический театр оперы и балета представляет премьеру оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфлай» («Чио-Чио-сан»), которая состоится на сцене театрально-концертного зала им. Ф.Э. Дзержинского.

Режиссер-постановщик: Елена Александрова-Перельман (Москва).

Музыкальный руководитель и дирижер: заслуженный деятель искусств России

Владимир Коваленко.

Художник-постановщик: Наталья Городилина.

Художник по костюмам: Наталья Сыздыкова (Хабаровск.)

Хормейстеры: заслуженный деятель искусств России Валерия Навротская, Ольга Сафронова.

Краткое содержание оперы:

Желая украсить свою вынужденную остановку в Нагасаки, морской офицер Соединенных Штатов Америки, легкомысленный и жаждущий приключений Пинкертон решает вступить в брак с прекрасной юной гейшей по имени Баттерфлай (в переводе с английского – бабочка). Такой союз ничуть не связывает молодого человека, ведь по японской традиции он получает право развестись с женой уже по прошествии месяца. «Срывать цветы, где только можно» — такова жизненная философия повесы. Вскоре Пинекртон покидает невесту, обещая вернуться «весеннею порой, как только птицы гнезда вить начнут». Страстно любя, Чио-Чио-сан в мучительной тоске ожидания воспитывает ребенка, рожденного от этого брака. Она продолжает верить в возвращение любимого. И действительно, по истечении трех лет Пинкертон возвращается, но не один: его сопровождает американка, его официальная жена. Чета решает принять участие в воспитании ребенка и приходит в дом Баттерфлай лишь для того, чтобы забрать малыша.

Баттрфлай до последнего момента отказывается верить в случившееся. Мечты о счастье рядом с любимым человеком рушатся. В глубоком отчаянии, но, сохранив гордость и верность традициям, молодая японка совершает харакири. Раскаяние Пинкертона наступает слишком поздно: просить прощения не у кого, — прекрасная Баттерфлай мертва.

***

Идея написать оперу на данный сюжет возникла в Лондоне, в июле 1900 года, где Пуччини увидел постановку одноименной трагедии Дэвида Беласко. Композитора необычайно тронула горестная судьба юной японки. Ни одни созданный им ранее оперный образ не был столь близок и дорог ему. Пуччини с головой погрузился в изучение самых разных аспектов далекой восточной культуры, в том числе по записям японской актрисы Сада Якко, жены японского консула в Италии. Первое представление в Ла Скала было не самым удачным, но уже три месяца спустя опера покорила сердца слушателей Италии, и по сей день продолжая свое победное шествие по театрам Европы.

Триумфом «Мадам Баттерфлай» завершился наиболее интенсивный период творческой биографии великого итальянского композитора. «Чио-Чио-сан» стала одной из самых ярких жемчужин в прекрасном ожерелье таких всемирно известных опер, как «Манон Леско», «Тоска», «Богема», «Турандот», сообщает Министерство культуры и молодежной политики Самарской области.

*